0
907
Газета Политика Печатная версия

18.08.2009 00:00:00

Ловушка для Сбербанка

Олег Никифоров
Ответственный редактор приложения "НГ-Энергия"

Об авторе: Олег Николаевич Никифоров - отв. редактор приложения "НГ-энергия".

Тэги: опель, сбербанк, сделка


опель, сбербанк, сделка Очередной "москвич" даже образца 21 века вряд ли нужен России.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Битва за еще принадлежащий американской General Motors (GM) немецкий автопроизводитель «Опель» все больше напоминает перетягивание каната двумя равновеликими соперниками. На одной стороне Сбербанк и канадско-австрийский поставщик автозапчастей Маgna, а на другой – бельгийская инвестиционная компания RHJ International. Речь идет о приобретении контрольного пакета акций Оpel.

Оба соперника имеют разные концепции будущего известной автомобильной марки. Российско-канадско-австрийский план поддерживается германским правительством, но пока отвергается GM, руководство которой тяготеет к бельгийскому варианту.

Заводы по производству автомашин марки Оpel разбросаны по всей Европе, но основное число занятых на них приходится на четыре немецкие земли. План Сбербанка и Маgna учитывает это обстоятельство и нацелен на сохранение максимально возможного числа рабочих мест в Германии. Хотя они и не скрывают, что разработки Оpel будут использоваться для производства автомобилей в России. Именно это обстоятельство и стимулирует его поддержку как правительством Меркель, земельными правительствами, так и немецкими профсоюзами. Правительство Германии готово предоставить госгарантии в размере вплоть до не менее 4,5 млрд. евро, но требует взамен, чтобы потенциальный инвестор заплатил за акции Оpel не менее 10% требуемой суммы наличными, а это порядка 400 млн. евро. Сбербанк и Оpel готовы выложить за 55% акций Оpel даже 500 млн. евро. С другой стороны, немцам нравится, что в отличие от бельгийцев союз Сбербанка и Маgna намерен полностью распрощаться с GM, которая, как известно, приобрела тогда еще чисто немецкий «Адам Опель» в период Великой депрессии 1929 года. Важным обстоятельством является и то, что немцы и особенно немецкие профсоюзы не вполне доверяют биржевикам, которые известны тем, что скупают дешевые компании, а затем полностью или по частям перепродают их. Собственно говоря, в этом и заключается бизнес RHJ International. Кроме того, бельгийцы (и это на данный момент – перед выборами – наверное, решающее обстоятельство для немцев) намерены сократить намного больше рабочих мест в Германии (вдвое больше по сравнению с предложением Сбербанка и Маgna) за счет сохранения их в других частях Европы. С финансовой точки зрения бельгийцы тоже не хотят выкладывать такие суммы, как их конкуренты, хотя и требуют меньших госгарантий от немцев.

Руководство GM склоняется к предложению немецкого банкира Леонарда Фишера, стоящего во главе RHJ International, которая является самостоятельной биржевой компанией со штаб-квартирой в Брюсселе. Дело в том, что Фишер намерен сохранить возможность для американцев влиять на политику Оpel и в будущем и предполагает активность Оpel только на его традиционных рынках, прежде всего в Европе. Но главное, что в случае приобретения «Опеля» бельгийцами им не придется передавать Сбербанку опелевских технологий. А следовательно, не будет прямой конкуренции в России между автомобилями «Опель» и родной маркой GM – Chevrolet. Более серьезным препятствием для тандема Сбербанк–Magna является, что, как сообщает немецкий экономический еженедельник «Виртшафтсвохе», правительство США дало указание руководству GM не подписывать соглашение, которое даст возможность России получить всеохватывающий доступ к патентам Оpel. Дело в том, что 5% оборота Оpel приходится на производство вооружений.

По состоянию дел на сегодня с формальной точки зрения, считает ведущий немецкий аналитический еженедельник Spiegel, предложения двух игроков, борющихся за Оpel, уравнялись, и поэтому чаша весов может склониться в любую сторону.

Таким образом, для российской стороны в случае Оpel решающим является получение доступа к его ноу-хау. В противном случае производство традиционных марок Оpel на Горьковском автозаводе свелось бы к повторению ситуации 60-летней давности, когда на базе технологий немецкого Оpel, полученных в качестве репараций, в СССР начали изготавливать «Москвич-400». А из актуальных моделей Оpel интерес с точки зрения перспективных технических новинок представляет только Zafira А, которая базируется на водородной технологии. Но это, по сегодняшним представлениям, технология завтрашнего, а может быть, и послезавтрашнего дня.

Кроме того, Маgna не является на сегодня таким уж надежным партнером, поскольку фирма вследствие кризиса уже потеряла 45% своего оборота и явно испытывает трудности со сбытом своей продукции, поскольку ее основные партнеры – тот же GM и Chrysler сами находятся на грани банкротства. Поэтому фирма и хотела бы привязаться к более мощному финансовому партнеру. Но и Оpel, и Маgna в одиночку Сбербанку явно не потянуть. Но это, как говорится, в самом худшем раскладе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Крупный бизнес отправился искать длинные деньги

Крупный бизнес отправился искать длинные деньги

Анастасия Башкатова

Финансовый рынок России не отвечает потребностям отечественной экономики

0
1469
Саудиты предлагают России рассмотреть возможность кооперации по рынку газа

Саудиты предлагают России рассмотреть возможность кооперации по рынку газа

0
885
Оборона на дальних орбитах

Оборона на дальних орбитах

Андрей Ревенок

Обеспечение безопасности в космическом пространстве – главный вектор развития Космических войск

0
1195
Космическая точность и нашествие девушек

Космическая точность и нашествие девушек

Владимир Карнозов

Международные армейские игры 2021 года

0
639

Другие новости

Загрузка...