Национализация российских элит должна происходить не только в политике, но и в бизнесе. Такое мнение высказали участники прошедшего в среду в Госдуме круглого стола, посвященного нашумевшему законопроекту о запрете чиновникам иметь собственность и банковские счета за рубежом. Во время дискуссии эксперты пришли к выводу: крупнейшие отечественные предприятия, если они рассчитывают на государственную поддержку в период кризиса, для начала должны сменить «прописку» материнских компаний – с офшорной на российскую.
Круглый стол под названием «Национализация элит» был организован при содействии Фонда развития гражданского общества, который возглавляет экс-глава Управления внутренней политики администрации президента Константин Костин.
В нем приняли участие члены верхней и нижней палат парламента: вице-спикер Госдумы от фракции «Единой России» Сергей Железняк, депутаты Вячеслав Лысаков, Валерий Трапезников, Александр Агеев и сенатор Никита Иванов. Также к участию был приглашен ряд экспертов: тележурналист Михаил Леонтьев, главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев, профессор, заместитель декана факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ по научной работе Леонид Поляков, заместитель секретаря генерального совета партии «Единая Россия» Алексей Чеснаков и президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
Первым взял слово вице-спикер Госдумы от фракции «Единой России» Сергей Железняк – автор проекта закона, обязывающего госслужащих декларировать иностранную собственность и вклады. Напомним, что как раз после внесения этого законопроекта в нижнюю палату российского парламента поступила еще одна законодательная инициатива, собравшая подписи представителей всех думских фракций. Авторы документа из Общероссийского народного фронта предложили запретить госслужащим всех уровней и ветвей отечественной власти иметь какую-либо собственность за границей и открывать счета в иностранных банках. Санкции за нарушение закона довольно суровые, они могут составить до 10 млн. руб. штрафа или до пяти лет лишения свободы.
По мнению вице-спикера, законопроект ОНФ является первым шагом к формированию в России новой, национально ориентированной элиты. «Для нас важно, чтобы и управленческая элита во власти, и бизнес-элита были ориентированы на интересы страны, на интересы нашего общества, наших граждан. Для того чтобы не возникало искушения двойной лояльностью, особенно у представителей власти, влияющих на принимаемые решения, имеющих имущество или те или иные интересы вне пределов страны», – сказал Сергей Железняк.
Вячеслав Лысаков, автор альтернативной, более жесткой версии законопроекта ОНФ, заявил, что нужно создать «новую мораль, облеченную в форму закона», а также разрушить стереотип о том, что власть – это «доступ к кормушке». «Люди, которые идут во власть, зачастую используют административный ресурс, возможность заработать. А заработанное используется в качестве запасного аэродрома вне пределов Российской Федерации, и, конечно, это аморально и неправильно. Это должно быть исправлено с точки зрения создания новых правил игры, нового регламента, который мы предлагаем, и в этой части наш законопроект достаточно радикален», – сказал парламентарий. По его мнению, те, кто хочет участвовать в управлении страной, должны быть готовы к ограничениям и запретам. Кроме того, напомнил Лысаков, по результатам опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», более 66% россиян заявили, что российским чиновникам следует запретить иметь недвижимость и банковские счета за рубежом.
Представитель фракции «Справедливой России» Александр Агеев призвал ужесточить санкции к нарушителям в виде конфискации имущества чиновников и депутатов в том случае, если оно не было задекларировано, и вообще расширить круг лиц, которым запрещено владеть иностранной собственностью.
Депутат-единоросс Валерий Трапезников видит еще одно достоинство предложенного законопроекта в том, что, если документ примут, то будущий кандидат в губернаторы или мэры трижды подумает, стоит ли ему идти на выборы: «А если решил стать руководителем субъекта Федерации, забудь о желании иметь бизнес за границей. Вкладывай в экономику того региона, где тебя избрали».
Трапезников привел пример из собственного опыта: «Я из Пермского края, у нас несколько лет губернатором был Олег Чиркунов, у него семья, дети жили в Швейцарии, ему приходилось просто на субботу, на воскресенье туда летать, проведать свою семью, заниматься воспитанием, детьми. Естественно, население Пермского края очень негативно к этому относится». На взгляд депутата, губернатор, который ратует за развитие отечественной промышленности и банковской системы, не должен, по сути, жить с семьей за границей.
Идея построения новой национальной элиты, которая будет иначе мотивирована, пришлась по душе и журналисту Михаилу Леонтьеву. «Я хотел бы видеть общество, где государственная служба была бы служением. Мне интересно иметь элиту, которая не будет стяжать, которая за право быть властью будет накладывать на себя очевидные имущественные ограничения, тогда это будет работать», – рассудил Леонтьев. На что сенатор Никита Иванов привел цитату из Ортеги-и-Гассета: «Элита от не элиты отличается тем, что она способна себя ограничивать». Профессор же Леонид Поляков констатировал, что для российской элиты наступило «время вернуться домой». Константин Костин выразил мнение, что под «национализацией элиты» следует понимать процесс формирования «правящего класса», «прослойку», ориентированную на государственные интересы. При этом участники этой группы должны придерживаться единой идеологии и системы ценностей.
Тем не менее, по замечаниям экспертов, недобросовестные чиновники, против которых главным образом направлен этот закон, являются только частью так называемой офшорной аристократии. Доводы о необходимости «национализации бизнес-элиты» привел сенатор Никита Иванов. По его словам, есть большая разница между американской Coca-Cola, которая открывает представительство в России и вся состоит из офшоров, и «отечественными» инфраструктурными компаниями, которые по факту имеют «зарубежную прописку». Зачастую, уверен Иванов, если речь идет о естественном монополисте, то это может стать и вопросом национальной безопасности. Но, по словам сенатора, в основном российские компании стремятся в офшоры с целью либо попасть под юрисдикцию иностранного суда, либо для того чтобы упростить заключение сделок с зарубежными партнерами. На взгляд сенатора, по большому счету это не мотивы, а отговорка. И особенно странно, когда потом такие компании претендуют, скажем, на госзаказ.
Однако, подчеркнул Иванов, он не считает правильным что-либо запрещать в этой области. Напротив, он призвал создать благоприятные условия для того, чтобы российскому бизнесу было выгодно регистрировать компании в России. Сенатор рассказал, как ему видится стимулирование получения крупнейшими отечественными компаниями российской прописки: «Государство стимулирует лояльность себе тремя способами. Первый – научно-техническая разведка технологий, которые государство обычно передает крупным корпорациям, составляющим основу экономики. Второй – прямая поддержка: госконтракты и госгарантии. И третий – продвижение интересов отечественного бизнеса за рубежом». Но, заметил Иванов, чтобы получить подобный «пул преференций», бизнес должен «привести структуру своей собственности в определенное соответствие».
Главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев заметил, что с тезисом о том, что национальные элиты должны вернуться на родину, нужно обходиться осторожно. По мнению Фадеева, «крупный бизнес мы уже проиграли»: «Верхушка списка «Форбс», ну, с некоторым исключением, уже никуда не вернется, она уже живет в другом мире, и судебный процесс Березовский-Абрамович по большому счету к нам никакого отношения не имеет».
На это глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин заметил, что речь не идет о богатых рантье, когда-то заработавших деньги в России. И адресовал Валерию Фадееву вопрос о том, должны ли, на его взгляд, крупнейшие российские – по месту работы и получению основной прибыли – компании, претендующие на то, чтобы быть партнером государства и получать от него поддержку, стать российскими «по месту прописки»? «Да, согласен. Это должно произойти», – согласился главный редактор «Эксперта».
В заключение глава Фонда развития гражданского общества напомнил слова из антиутопии Иосифа Бродского «Взгляд с карусели», где говорилось о будущих экономических войнах и о том, что эти войны будут носить наднациональный характер и конкуренция будет глобальной: «Битвы этой войны будут носить супернациональный характер, но торжество всегда будет национальным, то есть по месту прописки победителя». Сейчас мы живем как раз в том времени, о котором писал классик. И в этом смысле место прописки крупнейших национальных компаний в современном глобальном мире имеет очень важное значение», – сказал Костин.