0
46
Газета Политика Печатная версия

24.11.2025 20:27:00

"Справедливой России" пригодятся любые избиратели

Нынешние левые партии не отвечают социалистическим настроениям электората

Тэги: партия справедливая рлоссия, миронов, идеологический кризис, электоральный дефицит, избиратели, страна левых избирателй

Online-версия

партия справедливая рлоссия, миронов, идеологический кризис, электоральный дефицит, избиратели, страна левых избирателй Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов в течение дня отдал должное и социализму, и патриотизму. Фото с сайта www.spravedlivo.ru

В «Справедливой России» (СР) сообщили о заседании Совета по делам ветеранов при председателе партии Сергее Миронове. Обсуждались патриотическое воспитание молодежи и взаимодействие с участниками СВО.  СР, как и КПРФ, испытывает электоральный дефицит и рада любым избирателям. Эксперты «НГ» считают, что у левых в РФ прежде всего  идеологический кризис. Иначе в стране с доминирующими социалистическими настроениями такие партии выигрывали бы все выборы.

Заседание Совета по делам ветеранов при председателе СР прошло 24 ноября. В этот день Миронов побывал и на межфракционной конференции «Приоритеты социально-экономического развития России», где опять критиковал финансовый курс властей. Лидер эсэров продолжает успешно совмещать левую и патриотическую повестки.

Более того, именно последняя опять становится для СР вполне актуальной, хотя, казалось бы, «кувалда Вагнера» была отложена в угол уже более двух лет назад. Тогда дело выглядело так, что партия Миронова решила вернуться к своим чистым социал-демократическим корням. Позднее эсэры, кстати, вспомнили и еще об одном источнике прежних электоральных успехов – городском либеральном электорате, который внес их, например, в Госдуму-2011 с изрядным количеством депутатских мандатов. В 2016-м таковых стало несколько меньше, а в 2021-м – существенно меньше. Теперь же СР вернула свое стародавнее короткое название, которое позволяет в случае чего понравиться почти всем категориям избирателей.

А это сейчас надо не только ей, но и, например, КПРФ, которая также испытывает электоральный дефицит. Или, как считают некоторые эксперты, даже кризис поддержки избирателей. Левые партии уже давно обращаются к составному электорату, если не сложносочиненному либо вообще мозаичному. Поэтому любая убыль в нем становится для них угрозой, а каждое найденное новое зернышко – напротив, дополнительно укрепляет надежду на возможность успешного выступления на предстоящих выборах в Госдуму.

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ»: уже сейчас понятно, что патриотическая тематика будет мейнстримом на грядущих выборах, поэтому все партии так или иначе примериваются к ней. И хотя патриотизм монополизировала власть и «Единая Россия», попыток перехвата повестки никто в политике не отменял. «В свое время администрация президента грохнула несистемную оппозицию, просто перехватив у нее антикоррупционную повестку и тему омоложения органов власти. Сейчас системная оппозиция тоже пытается урезать монополию ЕР, взять себе часть патриотических избирателей. У коммунистов это гуманитарные конвои, а у эсэров, выходит, совет по делам ветеранов при Миронове», – подчеркнул Мухин.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ», что «Миронов действительно спрятал кувалду, отказавшись от ультрапатриотизма в пользу классического умеренного – без антиэлитных призывов расправиться с предателями». То есть без всего того, что отталкивало бы как избирателей, так и власть, тогда как «этот умеренный патриотизм вместе с патриотическим воспитанием молодежи сейчас исповедуют все партии». Поэтому эсэры идут вполне себе в векторе политики властей, заодно не отпугивая и классический электорат своей партии.

Руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков полагает, что «Миронов пытается убедить Кремль в нужности и необходимости партии, поскольку у эсэров нет уверенности в том, что они преодолеют барьер на выборах 2026 года». Он напомнил, что хотя с ветеранами СВО работает ЕР, но и среди них есть недовольные, которые могут достаться и СР, и ЛДПР с КПРФ. Гращенков подтвердил, что до 2021 года основные электоральные бонусы эсэрам приносила социал-демократическая повестка, но окончательно возвращаться к ней Миронов, видимо, побаивается.

Между тем заметим, что Россия, судя по социалистическим настроениям населения, – это страна левых избирателей как прежде, так и теперь. И казалось бы, как раз левые партии должны набирать высокие проценты на всех выборах. Однако именно они в последние годы по максимуму испытывают электоральные трудности. Понятно, что власти активно эксплуатируют левую риторику, но эксперты подтвердили этот фактор лишь отчасти. На самом деле речь идет больше об идеологическом кризисе. Так, Мухин отметил, что левый электорат чрезвычайно чувствителен. И его отчасти отталкивают сами левые партии, мешая классическую левую повестку с консервативной. «Сейчас все они так или иначе апеллируют к патернализму, а это классический консерватизм. Если в других странах, к примеру, левые партии защищают права женщин, то у нас они продвигают «Домострой». То есть пытаются сочетать несочетаемое и этим создают когнитивный диссонанс. Такое противоречие избирателям сложно разрешить, а потому они не могут полностью доверять левым партиям», – пояснил Мухин.

И Калачев подтвердил, что левые партии испытывают более чем электоральный кризис по совокупности факторов. Во-первых, из-за слома идентичности, к примеру, КПРФ и СР, которые по экономической оси – левые, а по политической оси их самоопределение сильно размыто, но в целом обе действительно исповедуют консервативную тематику. Коммунисты же еще и утратили историческую связь с предшественниками. Хотя бы потому, что большевики 100 лет назад были сторонниками революции, а сегодняшняя КПРФ – против любых революций. Эсэры же вместо требований о социальной справедливости схватились за кувалду и стали брататься с радикальными патриотами. Во-вторых, напомнил Калачев, у большинства граждан нет четких политических взглядов и устойчивых предпочтений, голосование происходит по принципу «за власть» или «против власти», оно во многом ситуативное. Так что «люди против власти» каждый раз заново выбирают между предложенными им партиями. В-третьих, сегодня изменился и сам мир, и структура электората, в том числе классического левого, что еще требует научного изучения. «Однако уже сегодня рабочие, например курьеры, зарабатывают больше, чем работники умственного труда. И большого класса пролетариев, как раньше, уже нет», – сказал он. И наконец, есть четвертый фактор – образ желаемого будущего. Если у КПРФ таковой есть: партия хочет добиться «жить как в СССР», который идеализируется, причем в этом партии помогает сама власть, то у эсэров нет четкого представления о перспективе. «Раньше, когда западный опыт и международная тематика были в моде, СР вступила в Социнтерн, всячески лепила из себя образ европейской левой партии, пропагандировала устройство как в Швеции. А сейчас кризис идентичности у эсэров только усилился», – подчеркнул Калачев. 

Гращенков в свою очередь объяснил «НГ» кризис левых партий еще рядом факторов. Например, люди просто не верят в политическую систему как таковую и в то, что партии реально могут представлять их интересы, по большому счету полагая, что «власть – это президент, законодательные органы не очень и нужны». Кроме того, люди не верят и в выборы как в способ изменить ситуацию в стране, рассматривая их лишь как реализации интересов власти. И, конечно, сама власть успешно перехватывает левую повестку, дает понять, что все блага, которые могут получить социально незащищенные группы избирателей, идут именно от нее. «Поэтому люди понимают, что есть ЕР – государственная партия, которая может что-то дать. А левые партии во многом воспринимаются как популисты, которые только обещают, критикуя власти, но сделать ничего не могут», – отметил Гращенков. При этом, по его словам, есть и еще один фактор, когда рейтинги партий и возможные результаты выборы превращаются в инструмент воздействия на власть уже со стороны избирателей. «В наших выборах есть элементы своего рода шантажа. Например, люди начинают демонстрировать, что из-за каких-то нерешенных проблем рейтинги оппозиции в таком-то регионе растут, то есть население собирается голосовать, к примеру, за коммунистов. И тогда власть взамен обещания голосовать за нее предлагает очередные преференции и решения разных проблем, после чего в итоге большинство голосует за партию власти. Так и живем», – констатировал Гращенков.


Читайте также


Что показал политический эксперимент "Справедливой России"

Что показал политический эксперимент "Справедливой России"

Система защищается от любой пассионарности, даже идейно близкой

0
4052
"Справедливая Россия" вернулась к корням

"Справедливая Россия" вернулась к корням

Дарья Гармоненко

Новая идеология партии Миронова требует единоначалия

0
2417
Сергей Миронов выбирает себе предвыборный образ

Сергей Миронов выбирает себе предвыборный образ

Дарья Гармоненко

Лидер СРЗП старается оградить граждан от пошлости на телевидении и выглядеть политическим Робин Гудом

0
2533
Эсэры показали электорату деструктивные игрушки

Эсэры показали электорату деструктивные игрушки

Дарья Гармоненко

Борьба за подрастающие поколения станет для партии Миронова предвыборным ресурсом

0
3993

Другие новости