0
3884
Газета Печатное дело Интернет-версия

20.02.2013 00:00:00

Жизнь и судьба "сталинского" Патриарха

Тэги: рпц, ссср, сталин


рпц, ссср, сталин

Одинцов М. Патриарх Сергий. – М.: Молодая гвардия, 2013. – 400 с.

Основанная в 1933 году Максимом Горьким серия ЖЗЛ последние годы выпускает далекие от вкуса пролетарского писателя биографии, например, православных святых и деятелей Православной Церкви. Одна из новых книг серии – биография Сергия (Страгородского), ставшего в 1943 году Патриархом, которую написал историк Михаил Одинцов.

Материал к будущей книге Одинцов начал собирать и публиковать в периодической печати в конце 1980-х – начале 1990-х годов. В монографии обильно представлены данные статистики по количеству храмов на различные годы, цитаты из советских и немецких (периода Великой Отечественной войны) документов и т.д. Стиль изложения меняется от главы к главе и даже внутри глав: перемежаются отстраненный взгляд историка и историческая беллетристика. Нельзя не заметить симпатию автора к герою своей книги. Комплиментарные и порой даже сентиментальные оценки и зарисовки из жизни будущего Патриарха (в этом сане Сергий прожил недолго, менее года из своей 77-летней жизни) щедро рассыпаны по страницам книги.

Фигуру Сергия обычно вспоминают в связи с историей примирения Православной Церкви с советской властью, иногда расценивая это как проявление малодушия и чрезмерной компромиссности. Между тем истоки этой позиции отчасти надо искать в предреволюционной деятельности будущего «красного» Патриарха. Одинцов описывает этот период, показывая, что уже тогда Сергий понимал, что Церковь должна отвечать на вызовы времени. Его «тогдашние представления и взгляды… вполне вписываются в позицию так называемого либерального духовенства» (с. 29), иначе говоря, «епископ Сергий занимал самую радикальную позицию» (с. 33) по отношению к государственной власти. «В эти революционные годы у Сергия рождается… как уверенность мысль, которую можно выразить фразой: «Российская империя может быть сметена, но Церковь погибнуть не может» (с. 37). Автор книги рассказывает, что в октябре 1905 года Сергий, тогдашний епископ Финляндский, взял на поруки вышедшего из тюрьмы народовольца Михаила Новорусского, в 1887 году арестованного вместе с Александром Ульяновым (братом будущего вождя большевиков) за подготовку убийства императора Александра III. «Освобожденный из Шлиссельбурга Новорусский нашел на первых порах себе приют и ласку у высокопреосвященного Сергия, бывали у него с доверием и другие шлиссельбуржцы (освобожденные во время революции из тюрем революционеры. – «НГР»)», – цитирует он церковную газету 1918 года (с. 122–123).

Последующие десятилетия также показали политическую гибкость церковного иерарха. В июне 1922 года он примыкает к только что оформившимся обновленцам – тогда это церковное движение при поддержке большевистской власти на какой-то момент приобрело популярность среди верующих. Когда годом позже Патриарх Тихон вышел из тюрьмы, митрополит Сергий покаялся и вернулся в патриаршую Церковь. В 1927 году он становится автором декларации о признании Церковью советской власти, а его выступления 1930 года об отсутствии гонений в СССР на религию многие считают отправной точкой для сотрудничества РПЦ с советским руководством. Апогеем этого процесса становится сентябрь 1943 года, когда «большевистскими темпами» (фраза из инструкций Сталина) в Москве собирается Архиерейский Собор и Сергий становится Патриархом. Как писал 13 сентября 1943 года Le Journal de Geneve, «в результате этого крупного маневра, восстанавливающего старый союз Православной Церкви с царской политикой, Сталин… подготовляет себе выход на юг», ведь «отныне все православные сербы, болгары, румыны, часть поляков, греков и народов Прибалтики обращают свои взоры к митрополиту Сергию» (с. 359–360). Парадоксальным образом два могильщика старого режима спустя 26 лет после революции восстановили существовавший при царизме симбиоз государства с Церковью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1213
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3214
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1817
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2148

Другие новости