0
1921
Газета Тенденции Интернет-версия

16.11.2011 00:00:00

Национальные особенности католического диссидентства

Тэги: ватикан, церковь, критика


ватикан, церковь, критика Не дожидаясь оплеух со стороны критиков, Католическая Церковь иногда прибегает к самобичеванию.
Альбрехт Дюрер. Бичующийся грешник. Гравюра по дереву. 1510

Христианские Церкви в наши дни до того созрели в своей сознательности, что оказались в состоянии выносить критику. Это не значит, что критикующий защищен от возмездия, но если таковое и случится, то не в виде взвивающихся к небу языков пламени аутодафе. Мы не будем принимать во внимание тех критиков Церкви, которые находятся вне самой Церкви, вроде атеистов или приверженцев других религий. И не станем обсуждать реакционный протест лефеврианства. Нас интересует внутрицерковная оппозиция на демократических основах.

Возьмем в качестве примера две европейские страны, сильно отличающиеся по культуре, характеру и нравам – Германию и Италию. В обеих странах Католическая Церковь подвергается критике некоторыми группами верующих, но их аргументы и темы обсуждения зачастую существенно отличаются. Есть типично «немецкая» и типично «итальянская» критика Церкви.

В Германии предметом критики является недостаточная готовность католической иерархии вступать в диалог с «отделенными братьями» – лютеранами и, следовательно, недостаточное экуменическое рвение. Критика касается также привычки епископов избегать диалога с верующими или сводить его к формальной, институционализированной стороне. Эти упреки прозвучали во время недавнего визита в Германию Бенедикта XVI. Иерархи, мол, изолируются в своей башне из слоновой кости и не понимают забот верующих – от положения разведенных и снова вступивших в брак людей до позиции, которую христианину следует занимать по вопросам войны и мира. Критике подвергаются те медлительность и неохота, с которыми Церковь исправляет собственные ошибки, попытки скрыть или приуменьшить собственную вину, как в случае со священниками-педофилами. В германоязычных странах (Германии, Австрии, Швейцарии) все чаще и чаще ставится под сомнение догмат об обязательном целибате священников. Кроме того, недавно в Вене прошла дискуссия, в ходе которой президент «Австрийской католической акции» Луитгард Дершмидт заявила, что в Церкви «все дороги ведут» к женскому священству. По ее мнению, если такое было бы возможно, меньше женщин оставляли бы Церковь, так как не чувствовали бы, что их воспринимают «неполноценными».

Если говорить о демократическом протесте в Католической Церкви немецкоязычного пространства, нельзя не назвать «неудобного» богослова и религиоведа из Тюбингена Ганса Кюнга, сначала назначенного в советники II Ватиканского Собора (в сотрудничестве с кардиналом Ратцингером, который был тогда поборником реформ), а потом, в 1979 году, за либерализм и «своевольное» толкование христианского учения подвергнутого Папой Войтылой запрету преподавать в католических вузах. Как раз во время последнего папского визита в Германию Кюнг заявил немецкой газете Passauer Neue Presse: «Я нахожусь в Церкви не ради Римской курии, а ради Евангелия». По мнению Кюнга, «Церковь серьезно больна». «Она – по его мнению – страдает под римской (ватиканской. – «НГР») системой, которая установилась в эпоху реформы Григория VII в XI веке. С тех пор мы имеем абсолютизированное папство, форсированный клерикализм и закон о целибате». Церковь, отмечает Кюнг, «ранее жила тысячу лет и должна быть в состоянии выживать и сейчас без всего этого». Кюнг убежден в том, что многие епископы симпатизируют его позиции.

Внутрицерковная критика на немецкоязычном пространстве не ограничивается академическими кругами, к которым принадлежит Кюнг. Существует сильное движение снизу, к которому примыкают клирики и миряне. Оно называется Wir sind Kirche («Церковь – это мы») и выступает за диалог с протестантами и за экуменизм. Суждение движения «Церковь – это мы» по поводу готовности Ратцингера преследовать подобные цели суровое: «От этого Папы не надо ожидать никаких дальнейших импульсов, хотя он при своем избрании обещал выступать с конкретными, зримыми инициативами в области экуменизма», – говорится в заявлении, которое движение «Церковь – это мы» обнародовало после визита Ратцингера в Германию. Тут, конечно, критики немного преувеличивают: экуменическим диалогом Бенедикт XVI не пренебрегает, что показывает хотя бы проведенный недавно в итальянском городе Ассизи форум представителей мировых религий за мир.

В Италии же наряду с возмущением в связи со случаями педофилии со стороны духовенства абсолютный приоритет в демократическом протесте против католической иерархии принадлежит социальным вопросам. Церковь, дескать, уделяет недостаточно внимания участи униженных и оскорбленных, инвалидов, психически больных, а также иммигрантов.

Сопротивление официозу проявляется на уровне «базовых общин», во главе которых, как правило, стоят священники, наделенные значительной личной харизмой. Помощь бедным и обездоленным находится в центре деятельности таких общин. Социальное служение часто сопровождается критикой официальной иерархии, которая якобы предпочитает общаться с сильными мира сего, а не с «отверженными». Как раз на днях на 84-м году жизни в Италии умер священник Энцо Мацци, десятилетиями руководивший во Флоренции «базовой общиной» под названием Isolotto («Островок»). Итальянская газета La Repubblica так описывает деятельность единомышленников Мацци: «Община отменила разделение между богатыми и бедными, духовенством и мирянами: в ее помещениях нашли приют бездомные семьи, бывшие заключенные, лишенные средств к существованию, инвалиды без социальной помощи. Дон Мацци содействовал созданию в помещениях общины детского сада, небольшой мастерской с лабораторией для инвалидов». Церковные власти обвинили его в популизме, демагогии, угождении левым партиям. Тогдашний архиепископ Флоренции кардинал Эрменеджильдо Флорит в 1968 году приказал Мацци покинуть общину Isolotto, куда взамен него были направлены другие священники, не горевшие тем же пастырским рвением и не склонные к «критиканским поползновениям». Но Мацци смело продолжил свое дело, пренебрегая осуждением руководства Церкви. После смерти Мацци архиепископ Джузеппе Бетори, генеральный секретарь Епископской конференции Италии, сказал, что «история осудит его». В том же ряду, что и Мацци, находятся другие «неудобные католики» Италии, такие как Джорджо Ла Пира, Эрнесто Бальдуччи и Лоренцо Милани.

Другая харизматическая фигура на поприще католического диссидентства – священник Андреа Галло, которому сейчас тоже больше 80 лет. Он создал в Генуе «базовую общину» San Benedetto al Porto, которая занимается прежде всего социальной помощью среди портовых рабочих и городской бедноты. Он также наладил систему поддержки для заключенных в близлежащей тюрьме Капрайя. И у Галло были столкновения с католической иерархией, прежде всего с бывшим архиепископом Генуи, кардиналом Джузеппе Сири, который пытался препятствовать его миссии под теми же предлогами, что были использованы против Мацци.

Рим


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Жилищная политика России оказалась эксклюзивной

Жилищная политика России оказалась эксклюзивной

Михаил Сергеев

В США и Китае стимулируют покупку домов и квартир, а в РФ ужесточают условия ипотечных кредитов

0
451
Верховный суд не обнаружил в арестах этической проблемы

Верховный суд не обнаружил в арестах этической проблемы

Екатерина Трифонова

Служители Фемиды могут рассматривать дела обвиняемых по существу после решений о мере пресечения

0
411
КПРФ выступила за свободу собраний для депутатов и кандидатов

КПРФ выступила за свободу собраний для депутатов и кандидатов

Иван Родин

В партии предлагают установить единый правовой стандарт всех встреч с избирателями

0
381
Российская наука пока превращается в "приблуду для увеселения"

Российская наука пока превращается в "приблуду для увеселения"

Анастасия Башкатова

Результаты исследований необходимо внедрять в реальную бизнес-практику

0
626