Фото Reuters
На этапе повторного рассмотрения дела, спустя четыре года после его начала, о своем желании присоединиться к процессу неожиданно заявила компания «Нилдер Инвестментс Лтд». Это намерение, как писал «Коммерсантъ (Новосибирск)» (см. номер от 22.05.13), вызвало протесты как истца, так и ответчиков. Представитель «Сибконкорда» увидела в поданном иске признаки злоупотребления правом, так как, по его мнению, срок давности для его подачи был давно пропущен. Представитель «Сибцема» указала на то, что отказ в удовлетворении ходатайства никак не нарушит права «Нилдер Инвестментс Лтд» на защиту: компания могла бы обжаловать решение суда, если оно ее не устроит. И хотя после недельного перерыва суд все же удовлетворил ходатайство кипрского офшора, ситуация не стала менее странной.
Исковое заявление «Нилдер Инвестментс Лтд» по тексту было идентично тому, что подавал «Сибконкорд» в феврале 2009 года: компания требовала признать сделку недействительной (на основании того, что суд установил факт отсутствия должного корпоративного одобрения) и обязать французскую сторону вернуть задаток «Сибцему». «Нилдер Инвестмент Лимитед», пишет «Коммерсантъ (Новосибирск)» (см. номер от 30.05.13), не скрывала, что представляет интересы экс-президента «Сибцема» Андрея Муравьева – на компанию зарегистрирован ряд его активов (в частности, ОАО «Объединенная водная компания»). При этом суть иска противоречила позиции, которую Муравьев занимал ранее. Ведь именно он, как утверждают в «Сибцеме», был инициатором сделки с «Симан Франсэ» и организатором ее проведения. В своих интервью по этому поводу в 2008 году Муравьев не уставал повторять, что благодаря этой сделке холдинг станет чуть ли не мировым лидером в цементной отрасли. Между тем одним из аргументов «Сибконкорда» в судебном разбирательстве являлся прогноз о неминуемом банкротстве кемеровского холдинга в случае приобретения им турецких активов, основанный на расчете финансовой модели «Сибцема» на 2008–2015 годы. Представитель истца не раз подчеркивал, что показатели турецких активов были сильно завышены, как и цена на них. Поэтому сделка с «Симан Франсэ» заведомо невыгодна «Сибцему» и стала, как сообщает пресс-релиз компании, примером «принятия ряда сомнительных управленческих решений» в период, когда компанией руководил Андрей Муравьев.
Отметим, что Муравьев в течение последнего года всеми доступными способами пытался создать себе имидж эффективного менеджера. Пример тому – сообщения о выдвижении кандидатуры Муравьева в состав Совета директоров «Сибцема». Андрей Муравьев утверждал, что намерен возвратить «Сибцему» высокие позиции, якобы утраченные компанией после его ухода. Однако миноритарии г-ну Муравьеву, очевидно, не поверили и его не поддержали – в Совет директоров он избран не был.
Говоря о публикациях в СМИ, нельзя не обратить внимание и на информационные атаки в связи с судебным процессом, о которых кемеровский холдинг не раз публично заявлял с середины прошлого года. Так, в мае 2012 года через международное агентство PR Newswire было распространено сообщение малоизвестной американской организации RUXX о том, что холдинг «Италчементи» (в него входит «Симан Франсэ») якобы обратился к президенту РФ с просьбой обуздать якобы коррумпированный «Сибцемом» российский суд. Компания «Италчементи» официально опровергла эту информацию. RUXX был вынужден опубликовать «поправку» к своему сообщению, российские информагентства, перепечатавшие релиз, удалили его со своих страниц. Тем не менее на некоторых интернет-ресурсах появились публикации, в которых повторялась информация RUXX и подчеркивалась необоснованность претензий «Сибцема» к… Андрею Муравьеву.
А недавно, ровно год спустя, последовал скандал, вызванный публикацией в журнале «Коммерсантъ ВЛАСТЬ» на правах рекламы подборки рейтингов и статей еще одной малоизвестной организации. Материалы «Лаборатории исследования общественного мнения» (ЛИОМ) сразу вызвали у видных представителей экспертного сообщества России предположение о фальсификации. «Никакая неизвестная структура не потянет такие опросы (500 респондентов) во всех регионах», – написал в Facebook руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. Вице-президент «Деловой России» Илья Семин подчеркивает: «О деятельности организации под названием ЛИОМ нам неизвестно… странно, что столь масштабный опрос не затронул членов одного из крупнейших объединений бизнесменов в стране». А известный политолог Евгений Минченко отмечает, что «эта история с фиктивным рейтингом отношения губернаторов к бизнесу» обошлась заказчику недешево: «10 полос общей стоимостью более 5 млн. рублей (см. прайс на сайте)».
Среди опубликованных на правах рекламы текстов ЛИОМ оказалась и статья о защите прав миноритариев, в которой говорится о том, что пока «президентом компании был профессиональный управленец – Андрей Муравьев», в «Сибирском цементе» все было хорошо, а после его ухода была «отменена» «турецкая сделка», на которую «возлагались большие надежды». И снова звучит дезинформация RUXX: «Italcementi обратилась за помощью к Владимиру Путину». Кроме того, некий аналитик RUXX, комментарий которого был опубликован в скандальном пресс-релизе, фигурирует в «Ъ-Власть» уже в качестве «директора по исследованиям ЛИОМ».
Впрочем, проводившие расследование журналисты издания Znak.com выяснили, что размещал материалы в журнале некто Илья Мерензон, проживающий в Нью-Йорке. Там же теряются следы ЛИОМ, так как московский офис этой организации оказался фикцией. А ее эксперты, включая еще одного «директора по исследованиям ЛИОМ» Грегори Вустера, чье интервью опубликовано вместе с рейтингами, оказались… вымышленными персонажами.
«Интересно, что имя этого человека составлено из персонажей двух телесериалов, сыгранных актером Хью Лори – Грегори Хауса («Доктор Хаус») и Берти Вустера («Дживс и Вустер»). Фотография «Грегори Вустера», которой проиллюстрирован материал во «Власти», обнаруживается на сайте испанской рекламной компании AV Creativo и, возможно, является изображением из общедоступного фотобанка», – пишет Znak.com. Разумеется, обнаружить тех, кто стоит за действиями RUXX и ЛИОМ, не удалось. Но тот контекст, в котором прозвучали упоминания «турецкой сделки» и Андрея Муравьева в этих эпизодах, не может не вызывать вопросов в свете появления нового соистца в тяжбе «Сибцема» и «Симан Франсэ».
Интересы «Нилдера» на суде представлял юрист Станислав Голотвин. Неудивительно – он не первый год работает с Андреем Муравьевым на разных проектах: к примеру, оба, как пишет газета «Аргументы недели» (см. номер от 24.01.13), причастны к деятельности недавно обанкротившегося девелопера ОАО «РТМ». Но Станислав Голотвин известен еще и тем, что в течение прошлого года подал 18 исков к ОАО «Ангарскцемент» как миноритарный акционер данного предприятия. Ни один из них не был удовлетворен, а судьи неоднократно указывали на то, что в действиях Голотвина имеются признаки злоупотребления правом.