0
3989
Газета Регионы России Интернет-версия

15.03.2017 00:01:00

Чудовищные вымыслы

Игуменья Ксения (Чернега)

Об авторе: Игуменья Ксения (Чернега) – руководитель юридической службы Московской патриархии.

Тэги: петербург, исаакиевский собор, рпц, музей, протест, полемика


петербург, исаакиевский собор, рпц, музей, протест, полемика Пока идут юридические дискуссии, Церковь перемещается в Исаакий. Фото с сайта www.mitropolia.spb.ru

Депутат Оксана Дмитриева представила в «НГ» (см. номер от 03.03.17) новые аргументы, обосновывающие якобы незаконный характер передачи Русской православной церкви здания Исаакиевского собора. С ее аргументами нельзя согласиться.

Во-первых, основания отказа в передаче религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения определены ст. 8 Федерального закона № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Наличие в здании собора отделимых или неотделимых музейных предметов не входит в исчерпывающий перечень таких оснований и поэтому не является препятствием к передаче здания. В любом случае здание собора, несмотря на наличие в нем неотделимых музейных предметов, не утрачивает свойства недвижимости религиозного назначения и не превращается, вопреки утверждениям г-жи Дмитриевой, в музей, поскольку музеем, согласно ст. 3 Федерального закона «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ», является учреждение культуры, то есть юридическое лицо, а не здание. Поэтому собор, в котором размещены музейные ценности, безусловно, подлежит передаче.

Во-вторых, как можно предположить, получив из моей предыдущей публикации (см. «НГ» от 22.02.17) сведения о существовании постановления правительства РФ № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации», г-жа Дмитриева спешит уличить юридическую службу Московской патриархии в «системной ошибке». По мнению депутата, юридическая служба полагает, будто бы музейные предметы следует передавать религиозным организациям в соответствии с нормами Федерального закона № 327-ФЗ, а не в том порядке, который установлен упомянутым постановлением. Это очевидный вымысел, который оставляю на совести депутата.

В-третьих, анализируя постановление правительства РФ № 490, Дмитриева приходит к правильному выводу о том, что музейные предметы в случае их передачи в безвозмездное пользование религиозной организации продолжают оставаться в оперативном управлении или в безвозмездном пользовании государственного музея. При этом депутат задается вопросом: «За какой государственной организацией (музеем) будут закреплены 26 459 единиц хранения, если сам музей «Исаакиевский собор» перестанет существовать?» Непонятно, однако, кто и когда сообщил г-же Дмитриевой о перспективе ликвидации музея. Это очередная фантазия, к которой депутат пытается приобщить юридическую службу Московской патриархии. Но ни мне, ни моим коллегам такие фантазии не близки, ведь перемещение музея в другое здание нельзя приравнять к его, музея, ликвидации.

В предыдущей публикации я предположила, что постановление правительства РФ № 490 станет для г-жи Дмитриевой «откровением». Открыв для себя этот нормативный акт, депутат настолько увлеклась его анализом, что приписала мне более чем странную рекомендацию обращаться с заявлением о передаче музейных предметов религиозного назначения в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, а не в Минкультуры России. Таких рекомендаций я никому и никогда не давала. Так что налицо очередной вымысел, тем более нелепый, что в свое время я участвовала в разработке упомянутого постановления и отлично знаю его содержание.

По мнению Дмитриевой, Федеральный закон № 327-ФЗ не определяет порядок передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации. Противоположная позиция, которую я занимаю, противоречит, по мнению депутата, Конституции РФ. Осмелюсь заметить, что как раз позиция самой г-жи Дмитриевой не основана на нормах закона и идет вразрез со сложившейся многолетней практикой его применения. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к п. 1 ст. 1 Федерального закона № 327-ФЗ, согласно которому (цитирую буквально) «настоящий Федеральный закон определяет порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности». Казалось бы, куда яснее? Эту норму я упоминала и в предыдущей публикации. Но г-жа Дмитриева ее игнорирует. В итоге в ее публикациях содержится еще одна подмена. Комментируя порядок передачи имущества религиозного назначения, депутат называет «чудовищным» закон Санкт-Петербурга № 203-36, который никогда не применялся и не будет применяться при передаче упомянутого имущества. В свою очередь, закон Санкт-Петербурга от 18 декабря 2012 года № 671-115 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности СПб» остается вне поля зрения депутата, хотя именно он определяет орган, уполномоченный принимать решение о передаче культовых объектов.

Не удивлюсь, если в следующей своей публикации г-жа Дмитриева, сделав для себя новое открытие, назовет и этот закон «чудовищным». Однако при чем здесь Исаакиевский собор и Русская православная церковь?



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
879
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
470
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2819
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2223

Другие новости