3
14842
Газета Политика Печатная версия

22.02.2017 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Правовые сюрпризы для противников передачи Исаакия

Руководитель юридической службы Московской патриархии опровергает утверждения о беззаконности возвращения собора РПЦ

Игуменья Ксения (Чернега)

Об авторе: Игуменья Ксения (Чернега) – руководитель юридической службы Московской патриархии.

Тэги: петербург, исаакиевский собор, рпц, музей, закон


петербург, исаакиевский собор, рпц, музей, закон Фото Gettyimages

Автор статьи «Передача Исаакия Церкви в любом виде незаконна» (см. «НГ» от 20.02.17) Оксана Дмитриева демонстрирует свое крайне неудовлетворительное знание законодательного регулирования вопросов передачи религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения.

Начнем с анализа главного аргумента Дмитриевой. Она заявляет, что Федеральный закон № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», оказывается, не распространяет свое действие на случаи передачи религиозным организациям музейных предметов и коллекций, относящихся к имуществу религиозного назначения. С этим заявлением никто не будет спорить, поскольку соответствующее положение действительно содержится в статье 1 данного закона.

Возражение вызывает вывод, который довольно опрометчиво делает Дмитриева. Она считает, что, поскольку музейные предметы выведены из-под действия закона № 327-ФЗ, они вообще не могут передаваться религиозным организациям. Иными словами, те многочисленные случаи передачи в безвозмездное пользование религиозных организаций отделимых и неотделимых музейных ценностей религиозного назначения (например, икон и иконостаса Новодевичьего монастыря в Москве, Самсониевского собора в СПб и т.д.) лежат, по мнению автора статьи, вне правового поля. По этой же причине она считает незаконной и предстоящую передачу Исаакиевского собора, в котором имеется много отделимых и неотделимых музейных предметов религиозного назначения.

Поспешим разочаровать автора публикации с громкими обвинениями в беззаконности и адресуем ее к постановлению правительства РФ от 30 июня 2001 года № 490 (ред. от 21 апреля 2011 года) «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации». Согласно этому документу, музейные предметы и коллекции, относящиеся к государственному имуществу религиозного назначения, передаются в безвозмездное пользование религиозных организаций в установленном данным постановлением порядке, который включает подачу заявления религиозной организации об их передаче с приложением необходимого пакета документов и последующим заключением договора безвозмездного пользования. Этот порядок действует с определенными изменениями и дополнениями уже 15 лет. Удивительно, что для госпожи Дмитриевой, которая долгое время работала с нормативно-правовыми документами в представительных органах власти, это, похоже, станет откровением…

В случае с Исаакиевским собором заявление религиозной организации о передаче музейных ценностей будет направлено в Минкультуры России, передающей стороной выступит музей, а уполномоченным органом, утверждающим соответствующий договор между музеем и религиозной организацией, – Минкультуры России.

Дмитриева называет Федеральный закон № 327-ФЗ «чудовищным» только потому, что якобы «весь порядок передачи отдается на откуп правительству СПб и губернатору». Это утверждение ложное. Порядок передачи – единообразный для всех случаев. Он установлен законом № 327-ФЗ, причем как для случаев передачи имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, так и для случаев передачи такого имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности. Ни один субъект РФ не может изменить этот порядок и установить что-то свое. Об этом сказано в уже упомянутой статье 1 упомянутого закона. Единообразие порядка передачи по всей стране проявляется еще и в том, что даже перечень документов, прилагаемых к заявлению религиозной организации о передаче, является единым для всех случаев обращения. Этот перечень, в равной степени обязательный и для федеральных, и для региональных и муниципальных властей, установлен постановлением правительства РФ от 26 апреля 2011 года № 325 (ред. от 5 октября 2016 года) «О перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи». Таким образом, и в этом случае Дмитриева ошибается, безосновательно очерняя закон № 327-ФЗ.

Дмитриева винит во всех «бедах» губернатора Санкт-Петербурга. Он-де решает вопрос о передаче собора. Однако органом, уполномоченным принять решение о передаче здания, является в Санкт-Петербурге вовсе не губернатор, а Комитет имущественных отношений (КИО) субъекта.

То, что кажется «чудовищным» госпоже Дмитриевой, а именно – принятие одним уполномоченным органом (КИО Санкт-Петербурга) решения о передаче объектов религиозного назначения, давно урегулировано законодательно и применяется на практике в случае приватизации недвижимости, находящейся в государственной собственности. Однако автор статьи не ставит вопрос о дополнительном санкционировании Заксобранием или общественностью решений о приватизации городской недвижимости. Действительно, зачем такого рода решения дополнительно обсуждать, ведь сторонами сделок по приватизации недвижимости нередко выступают и сами депутаты… А вот передачу Церкви храмов, построенных нашими предками для молитвы и богослужения, надо, по мнению депутата Дмитриевой, жестко санкционировать. Логика понятна – приватизировать госсобственность будем без дополнительной огласки, а в каждом случае возврата Церкви культовых зданий будем раздувать шумиху.

Ну и совсем уж смехотворным выглядит утверждение Дмитриевой о том, что губернатор и правительство Санкт-Петербурга «могут даже без обращения со стороны Церкви инициировать процесс передачи Исаакиевского собора». Очевидная абсурдность этого утверждения вытекает из положения статьи 6 закона № 327-ФЗ, в которой прямо сказано, что основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации. Так что передать религиозной организации Исаакий, равно как и любое другое государственное или муниципальное имущество религиозного назначения, без заявления религиозной организации просто невозможно.



статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Смольный отказался от Пролетарской диктатуры, но не полностью

Смольный отказался от Пролетарской диктатуры, но не полностью

Светлана Гаврилина

0
513
Надругательство  над погибшими

Надругательство над погибшими

Валерий Мастеров

Польские депутаты страдают политической амнезией

0
1861
Ученых переводят на четверть ставки

Ученых переводят на четверть ставки

К осени мы получим еще одну государственную бюрократическую структуру – Академию наук

4
25585
Закон о митингах сделают уведомительным

Закон о митингах сделают уведомительным

Екатерина Трифонова

Правозащитники и силовики договорились о совместной работе на акциях протеста

2
5515

Другие новости

Загрузка...
24smi.org
Рамблер/новости