Газета Наука Печатная версия

08.02.2022 18:06:00

Новости науки. 8 февраля, 2022

2-10-2480.jpg
Венерианская жизнь, возможно, сохранилась
в облачной пене.  А. Леонов, А. Соколов.
Посадка на Венеру. Почтовая открытка, 1969
Живые облака Венеры

Согласно гипотезе, предложенной группой российских ученых, микроорганизмы могут находиться в облачном слое Венеры в особой эконише, которая представляет собой водно-пенную структуру. В исследовании приняли участие ученые ФИЦ «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН, Московского политехнического университета, Уральского федерального университета (УрФУ), Югорского государственного университета и Network of Researchers on the Chemical Evolution of Life (Международная ассоциация ученых по проблемам химической эволюции жизни). Результаты опубликованы в журнале Life. Существовать и развиваться микроорганизмам помогает температура, пригодная для некоторых микроорганизмов земного типа. Возможность существовании таких водно-пенных структур исследователи доказали в лаборатории. Условия на поверхности Венеры (температура + 470 °С и давление 90 атмосфер) непригодны для земных форм жизни. Однако считается, что миллионы лет назад Венера могла быть обитаемой. По мере нагревания вся вода с поверхности планеты испарилась, образовав облака толщиной 20–25 км. Вместе с водными массами в облака могли переместиться также экстремофильные микроорганизмы, которые способны выживать при температуре +100 °С и выше.

«До катастрофического изменения климата на Венере все виды экстремофильных микроорганизмов занимали соответствующие экологические ниши, – поясняет научный сотрудник лаборатории структурных методов анализа и свойств материалов и наноматериалов УрФУ Юлия Хрунык. – Затем зона «экологического комфорта» для экстремофилов расширилась. Восходящими потоками горячего водяного пара в облака могли быть перенесены как активные жизнеспособные клетки микроорганизмов, так и споры».  Для выживания в неблагоприятных условиях микробы в венерианских облаках заняли специфическую нишу в жидкой фазе, где наиболее эффективно транспортируются растворенные питательные вещества, необходимые клеткам, утверждают исследователи. В отличие от аэрозолей такая водно-пенная структура позволяет эффективно взаимодействовать микробным клеткам по всему пространству экологической ниши, что очень важно для стабильного существования такой микробной системы.

Мегаполисы спасают от деменции

На фоне старения и роста населения Земли деменция стала одной из серьезных мировых проблем. Международная группа ученых спрогнозировала глобальную распространенность деменции с 2019 до 2050 года. В число соавторов работы вошли сотрудники лаборатории анализа показателей здоровья населения и цифровизации здравоохранения МФТИ. Результаты исследования опубликованы в журнале Lancet Public Health.  В 2019 году число людей с деменцией по миру составило 57,4 млн. Согласно оценкам, сделанным учеными, к 2050 году больных будет уже 152,8 млн (от 130 млн при лучшем сценарии развития до 175,9 млн при худшем). Исследование показало, что в России ожидается рост числа заболевших на 107%. Это сопоставимо с прогнозами для стран с уровнем дохода выше среднего, но несколько больше, чем в других странах Восточной Европы. Средний показатель – 92% (от 58 до 127%).

Наименьший рост заболевания прогнозируется в странах с высоким уровнем дохода в Азиатско-Тихоокеанском регионе (53%) и Западной Европе (74%). Тенденция к снижению заболеваемости, несмотря на взросление населения, связана с повышением уровня образования и высоким уровнем медицины, в частности с качественным лечением сердечно-сосудистых заболеваний. Однако все оценки сходятся в том, что абсолютное число заболевших со временем все равно возрастет. Наибольший рост ожидается в Северной Африке и на Ближнем Востоке (367%), а также в восточной части Африки к югу от Сахары (357%), где наибольший вклад в прогноз вносит общее увеличение численности населения в этом регионе.

Прогноз был получен для разных стран на основании трех основных факторов риска заболевания: высокого индекса массы тела, высокого уровня содержания глюкозы в крови (натощак) и курения. В список факторов риска возникновения деменции попали также низкий уровень образования, гипертония, нарушения слуха, депрессия, отсутствие физической активности, диабет, а также  длительная социальная изоляция, чрезмерное употребление алкоголя, травмы головы и частично – загрязнение воздуха. «Есть исследования, которые показывают влияние загрязнения воздуха на мозг. В то же время самый загрязненный воздух, как правило, в мегаполисах. Однако активная жизнь в  городах ежедневно нагружает наш мозг, она действует на мозг, словно тренажер, постоянно держит в тонусе. Поэтому есть данные, что риск возникновения деменции в крупных городах меньше», – пояснил Никита Отставнов, один из авторов исследования из МФТИ.По информации пресс-службы МФТИ