Посетители детской площадки в парке им. Юрия Гагарина в Калининграде могут ощутить себя покорителями космоса. Фото © Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области
Один из новых форматов городского благоустройства в России – создание научных детских площадок. Это инновационные игровые комплексы, которые объединяют развлекательные и образовательные элементы.
По сути, это музеи под открытым небом: на площадках размещены интерактивные экспонаты и игровые объекты, с помощью которых можно демонстрировать основные законы природы, рассказывать о научных открытиях и современных технологиях. Элементы площадок оснащены QR-кодами, отсканировав которые, легко получить дополнительную информацию о научных принципах, посмотреть образовательные видеоролики и узнать о возможностях профильного образования в регионе. К разработке площадок привлекаются ученые, объекты проходят научную экспертизу и не требуют сложной инфраструктуры для установки.
«Игра для детей – это же не только источник развлечения. Через нее ребенок познает мир, – отметила директор Малого технологического университета Белгородского государственного технологического университета, председатель экспертной группы проекта «Научные детские площадки» Наталья Алтынник. – На таких площадках можно получить базовые представления о том, что такое наука, узнать о важных открытиях и великих ученых. Скажем, прикоснуться к законам физики можно с помощью различных инструментов – гироскопа или пневмогидравлической ракеты, освоить процесс выработки электричества с помощью качелей, изучить структуру ДНК в лазательном комплексе, узнать о силе гравитации с помощью батутов».
Учиться и развлекаться
Одна из таких площадок открылась в поселке городского типа Харп Ямало-Ненецкого автономного округа. Новый объект площадью около 2,5 тыс. кв. м сразу стал центром притяжения для детей и родителей. На Ямале эта площадка уже шестая. Она расположена в центре поселка и включает в себя четыре тематических модуля, посвященных химии, математике, биологии и инженерным наукам.
![]() |
Научная детская площадка в Харпе построена благодаря активному участию жителей во Всероссийском голосовании за выбор объектов благоустройства. Фото © Проектный офис Ямало-Ненецкого автономного округа |
В модуле «Химия» игровые элементы похожи на атомы. Здесь установлены столбы с вращающимися цилиндрами, выполненные из разных материалов. Химическая формула материала написана на соответствующем цилиндре. На площадке также есть карусель «Прядильная машина», на ней можно почувствовать центробежную силу. Модуль «Инженерные науки» знакомит детей с принципом действия винта Архимеда и другими инженерными решениями. А в биологическом модуле можно пройти по следам животных, что помогает узнать больше о фауне региона.
Строительство инновационной игровой зоны поддержали жители Харпа, приняв активное участие во Всероссийском голосовании за выбор объектов благоустройства в 2023 году. Тогда проект научной детской площадки вошел в число победителей. Теперь юные харповчане могут учиться и развлекаться одновременно. «Мы создали настоящий интерактивный музей наук и знаний под открытым небом. Такой подход поможет детям не только активно проводить время, но и развивать интерес к школьным дисциплинам», – отметила глава города Лабытнанги Марина Трескова.
Космическое путешествие
Еще одним победителем Всероссийского голосования за выбор объектов благоустройства в 2023 году стала научная детская площадка на территории парка им. Юрия Гагарина в Калининграде. Объект посвящен теме космоса – здесь юные посетители могут ощутить себя покорителями вселенной. В общей сложности на площадке площадью почти 2 тыс. кв. м расположено около полутора десятков игровых объектов. Среди них – комплекс «Планета» с подсветкой, научно-игровая «Солнечная система», комплекс для развития координации движений «Волна», гироскоп, «Озон-мини» (спортивно-игровой элемент для лазания с натянутыми канатными сетями), 9-метровая детская «космическая» горка, тренажер для развития вестибулярного аппарата, интерактивный шар, объясняющий основы астрономии, летающие тарелки с батутами, центрифуга для моделирования перегрузок.
«Создавая эту площадку, мы ставили перед собой цель не только развлекать, но и вдохновлять. Мы хотим, чтобы каждый ребенок, играя, мечтал о космосе, о дальних планетах и о том, как однажды он или она сможет стать частью великого космического путешествия. Теперь покорить космос можно, не покидая родного города, и это действительно замечательно», – отметил министр строительства и ЖКХ Калининградской области Сергей Черномаз.
Во времена динозавров
Внести вклад в благоустройство городов России могут студенты архитектурных вузов страны, приняв участие в Национальном студенческом конкурсе «Благоустрой!». Он проводится при поддержке Минстроя России по нацпроекту «Инфраструктура для жизни» и направлен на разработку архитектурных проектов по благоустройству общественных пространств. Первый такой конкурс завершился в марте этого года.
![]() |
Проект «Палеонтология» позволит детям узнать о древних жителях Земли и поиграть с динозаврами. Иллюстрация с сайта www.благо-устрой.рф |
Проекты полуфиналистов конкурса рекомендованы к участию во Всероссийском голосовании за выбор объектов благоустройства. Победителей в каждой номинации наградили архитектурной экспедицией в город атомной энергетики России Полярные зори и стажировками в ведущих архитектурных бюро страны. Главный приз – миллион рублей.
Первый конкурс стартовал в прошлом году, на участие в нем зарегистрировалось более 1,5 тыс. студентов из 379 вузов. 1 марта 2025 года в Москве 18 финалистов защищали свои проекты перед экспертным жюри, в котором председательствовал министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.
В номинации «Научные детские площадки» победителем стал проект «Палеонтология» команды «Муха» из Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. В составе команды – студенты-третьекурсники Елизавета Новикова, Екатерина Томберг, Наталия Пономарева, Серафима Селькова и Екатерина Фроленкова.
Название проекта-победителя отражает идею научной детской площадки, на которой можно больше узнать о древних жителях Земли, о различных геологических эпохах, проследить эволюцию живых организмов и даже поиграть с динозаврами. «Сначала выбрали тему космоса, но потом быстро сообразили, что таких площадок уже очень много, – рассказала Екатерина Томберг. – Начали думать, что еще интересует детей, обсуждали, что нравится нашим братьям и сестрам. Сошлись на теме динозавров. Так и выбрали палеонтологию».
Для площадки предусмотрено специальное оборудование: песочницы «Палеонтологические раскопки» и «Гнездо динозавра», горки «Скелет динозавра» и «Яйцо динозавра», игровой комплекс «Окаменелости» и интерактивный элемент «Звуки прошлого» (перкуссионный инструмент в виде раковины древнего моллюска при ударе издает приятные вибрации). «Победа дает опыт воплощения идеи в проект, прекрасный опыт работы в команде и опыт взаимодействия с экспертами в области благоустройства и ведущими архитектурными бюро. Ну и, конечно, бонусы в виде архитектурных экспедиций и стажировки», – заявила Екатерина Фроленкова.
Второй сезон конкурса «Благоустрой» стартует в сентябре этого года на сайте благо-устрой.рф, а значит, еще больше талантливой молодежи сможет предложить свои идеи по преображению российских городов. А прямо сейчас у всех жителей нашей страны есть возможность заказать обновления в своем городе, участвуя во Всероссийском голосовании за выбор объектов благоустройства. Не упустите возможность сделать свой городе еще комфортнее и уютнее вместе с нацпроектом «Инфраструктура для жизни».