Фото с сайта www. minpromtorg. gov. ru
Китай бросил вызов новому российскому национальному проету «биоэкономики». К концу десятилетия китайцы собираются занять четверть мирового рынка биотехнологий, где выпуском продукции занимаются живые микроорганизмы, а не люди или механические станки. В китайских биореакторах уже сейчас вредные промышленные выбросы перерабатывают в кормовые белки. В нашем правительстве тоже уже более года рассказывают о будущих успехах нацпроекта «биоэкономики». Детали и стимулы для которого которого, правда, до сих пор находятся на стадии бюрократических согласований. На конец февраля 2026 года правительство запланировало проведение технологического форума с предварительной лекцией под названием «Что такое биоэкономика?».
Термин «биоэкономика» наши чиновники ввели в оборот еще в 2024 году. А в конце прошлого года в правительство РФ объявило, что приступает к реализации национального проекта «Технологическое обеспечение биоэкономики». Паспорт нацпроекта и входящие в его состав федеральные проекты утвердил президиум Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам.
Реализация «биоэкономического» нацпроекта начнется с января 2026 года обещал глава Минпромторга РФ Антон Алиханов. Правда сегодня выясняется, что реализации в привычном понимании этого слова еще очень далеко.
Минпромторг РФ разрабатывает дорожную карту для совершенствования нормативного регулирования, в том числе тарифного и нетарифного, в сфере биоэкономики в рамках профильного нацпроекта, объяснял Алиханов уже в феврале 2026 года.
Обсуждение проблем биоэкономики и применению биотехнологий должно состояться на Форуме будущих технологий, который запланирован не 25–26 февраля в Москве. Главная тема форума этого года – «Биоэкономика для человека». Накануне форума в Москве должна состояться открытая лекция «Что такое биоэкономика?».
Между тем наши китайские друзья уже похоже разобрались с биотехнологической терминологией.
«К 2030 году объем рынка обрабатывающей промышленности на базе биотехнологий Китая вырастет до 1,8 трлн юаней (более 250 млрд долларов), что составит почти четверть мирового рынка. Это означает, что Китай станет одной из ключевых мировых сил в данной сфере», – сообщило агентство Синьхуа.
«В ближайшие 3–5 лет, под влиянием как технологических инноваций, так и политических стимулов, биообрабатывающая промышленность вступит в период ускоренного развития, – отметил Цао Хуэй, отраслевой аналитик из Пекинского химико-технологического университета. – Эти преобразования изменят облик традиционной промышленности и глубоко повлияют на наш образ жизни и производства».
Изменится не только образ жизни китайцев, но и объемы импорта сельскохозяйственной продукции. Так, китайцы обещают удовлетворить внутренний спрос на кормовые белки не за счет импорта сои, а за счет биотехнологической переработки промышленных выбросов.
В ведущей китайской металлургической компании Shougang Group промышленные выхлопные газы больше не сбрасываются в атмосферу напрямую, а по трубопроводам поступают в биореакторы. Специально выведенные штаммы микроорганизмов эффективно преобразуют эти газы в белок, превращая отходы в ценный ресурс, сообщает Синьхуа. «Если эта технология найдет широкое применение, она поможет снизить зависимость Китая от импорта таких кормовых белков, как соя», – пояснил инженер проекта Shougang Group.
Помимо экономического эффекта, применение биотехнологий в промышленности в Китае связано с целями устойчивого развития. По сравнению с традиционной нефтехимией, в биообрабатывающей промышленности обычно используется возобновляемое биологическое сырье. Это производство отличается более высокой энергоэффективностью и более низким уровнем выбросов углерода.
К 2050 году мировая биообрабатывающая промышленность сможет создать экономическую стоимость в 30 трлн долл., что составит треть мирового промышленного производства, прогнозируют китайцы. «Биообрабатывающая промышленность не просто наращивает масштабы, но и закладывает фундамент для создания более инновационной и устойчивой экономики в будущем. Это окажет глубокое влияние на глобальные производственно-сбытовые цепочки и структуру мировой биоэкономики», – отмечает Синьхуа.
Биообрабатывающая промышленность, в которой используются живые организмы (клетки, ферменты и др.) для крупномасштабной переработки и синтеза веществ, охватывает множество областей, включая медицину, химическую промышленность, производство материалов и энергетику. Активное развитие Китаем этой передовой сферы является ключевым шагом в стратегическом переходе экономики страны к инновационно-ориентированному и зеленому устойчивому развитию.
В России объем финансирования нацпроекта «Технологическое обеспечение биоэкономики» в 2026 году запланирован на уровне 754 миллионов рублей, в 2027 году – 2,1 миллиарда рублей, в 2028 году – 2,2 миллиарда рублей, говорится в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2026–2028 годы.
Биоэкономика уже стала частью нашей жизни, сообщил в феврале 2026 года Антон Алиханов.
«Для России биоэкономика – это не только технологический суверенитет, но и возможность нового вектора технологического лидерства. Страна обладает колоссальными природными ресурсами и научной базой, которые позволяют создавать собственные биотехнологии, снижать зависимость от импорта критически важных компонентов и развивать конкурентоспособные производства с высокой добавленной стоимостью. В перспективе это выход на мировые рынки, экспорт продукции глубокой переработки и формирование новых форм жизни – от биоэкопоселений до устойчивых промышленных кластеров», – объяснил глава Минпромторга РФ.
По его словам, с 2018 по 2024 год Минпромторг в рамках различных механизмов поддержал более 30 проектов по организации биотехнологических производств на сумму порядка 5 млрд рублей. К примеру, поддержка была оказана Алуштинскому эфиромасличному совхозу в Крыму, который выращивает полезные культуры. Особое внимание уделяется получению тимохинона из тмина – ценного ингредиента для производства косметических средств.
«В 2025 году в рамках федерального проекта «Импортозамещение критической биотехнологической продукции» мы поддержали проекты по организации производств низина, концентрата сывороточного белка и другие. Уже в этом году откроется новое производство лимонной кислоты в Тульской области мощностью 23 тыс. тонн. В ближайшие годы его объемы увеличатся еще на 60 тыс. тонн, так как лимонная кислота является одним из важнейших видов сырья для целого ряда биопроцессов», – говорит министр Алиханов.
«Якорными отраслями» нацпроекта по биоэкономике становятся сразу несколько секторов, рассказывает чиновник. В первую очередь это агропромышленный комплекскак основной потребитель аминокислот, белков микробного синтеза, ферментов и кормовых добавок. Вторая ключевая отрасль – химическая промышленность, где востребованы микробные полисахариды, органические кислоты и биополимеры как основа для «зеленой» химии и материалов нового поколения. Также существенную роль играет фармацевтика и медицина – отрасли, использующие продукты микробного синтеза, ферменты и рекомбинантные белки. «Лесопромышленный комплекс вовлекается через глубокую переработку биомассы, получение сахаров, лигнина и биохимических продуктов. Энергетика дополняет цепочки за счет биотоплива и утилизации органических отходов», – утверждает министр. По его данным, в рамках нацпроекта из 36 продуктовых цепочек уже выделены позиции первого приоритета. С учетом существующих технологических заделов и портфеля проектов сейчас формируются и согласовываются такие производственные цепочки, как «Аминокислоты микробного синтеза», «Микробные полисахариды», «Органические кислоты микробного синтеза» и «Белок микробного синтеза». Параллельно выявляются продукты, по которым пока отсутствуют проекты и требуется работа с потенциальными инвесторами и потребителями. «После их определения такие инициативы смогут претендовать на государственную поддержку в рамках действующих механизмов, формируя устойчивый каркас биоэкономики страны», – обещает Алиханов.

