0
3276
Газета Стиль жизни Печатная версия

06.10.2004 00:00:00

Пятая мировая религия по версии ООН

Тэги: бахаизм, вера, оон


Наверное, больше всего о бахаистах знают жители израильского города Хайфа. Ведь знаменитые "бахайские сады" на горе Кармель являются одной из главных достопримечательностей города. Здесь находится могила одного из основателей нового религиозного движения Сейида Али Мухаммада, принявшего имя Баб, что в переводе с арабского означает "врата", и резиденция Всемирного дома справедливости - главное административное учреждение всемирной общины бахаи. Недалеко от Хайфы, в городе Акко, похоронен главный пророк бахаистов, автор их Священного Писания Мирза Хусейн Али (Бахаулла).

По мнению некоторых ученых-религиоведов, община бахаи является всего лишь одной из исламских сект. Действительно, корни бахаизма - в исламе, его основатели и первые последователи жили на территории нынешнего Ирана и были по рождению мусульманами. Предтечей этой религии был Сейид Али Мухаммад (Баб), родившийся в 1819 г. в городе Ширазе на территории Персии. Он основал новое направление ислама, получившее название бабизма. Баб утверждал, что следует придерживаться не буквы, а духа религиозного закона. За свои либеральные идеи и выступления против нравов официального духовенства Баб был казнен в 1850 г., и в течение последующих лет были жестоко убиты более 20 тыс. его сторонников.

Его последователь и главный пророк бахаизма Бахаулла (1817-1892) отошел от ортодоксального ислама еще дальше. Он предложил интегрировать все существующие религии в одном учении, которое признает моральные заповеди всех древних пророков, но отказывается от излишнего догматизма старых религий и от строгого исполнения их обрядов. По мнению бахаистов, нравственность человека проявляется не в молитвах, обрядах и религиозных церемониях, а во всех его повседневных действиях. Символично устройство бахаистских храмов: они имеют девять дверей, которые обращены ко всем сторонам света и как бы открыты для всех людей Земли.

Однако проповеди Баба и Бахауллы вызвали резкое неприятие многих исламских богословов: Баб был заключен в тюрьму и расстрелян, а Бахаулла всю жизнь провел в заключении, написав за это время более ста томов, составивших основу Священных Писаний веры бахаи, центральное место среди которых занимает книга законов "Китаб-и-Агдас". Первым иностранным языком, на который были переведены книги Бахауллы, был русский. Бахаистов вообще многое связывает с Россией. Первый бахайский храм был построен на территории Российской империи в Ашхабаде в 1913 году.

Востоковеды, дипломаты и писатели России XIX - начала XX веков были в числе первых, кто посвятил новой религии научные исследования и печатные труды. На рубеже веков, когда многие русские интеллигенты увлекались поисками истины среди самых различных верований, религиозных и философских систем - от антропософии до марксизма, экзотическая и практически неизвестная западному миру вера бахаи привлекла внимание многих исследователей и писателей.

В частности, Лев Толстой весьма интересовался верой бахаи. Впервые он услышал о них в 1884 году. В переписке и дневниках писателя на протяжении последних шестнадцати лет жизни встречаются высказывания об учении "баби" (так тогда называли бахаев). "Мы тратим наши жизни в попытках отомкнуть тайну мироздания, а в турецкой тюрьме в Акке, в Палестине, был узник, Бахаулла, который имел ключ", - писал Лев Толстой. Однако отношение "зеркала русской революции" к вере бахаи было неоднозначным: он то предрекал ей великое будущее, то охладевал к ней. Вероятно, на отношении Толстого к бахаистам сказывалось то, что он был незнаком с первоисточниками, еще не переведенными в то время на русский язык.

В настоящее время в мире насчитывается несколько миллионов последователей веры бахаи. Основные принципы бахаизма направлены на создание морально-религиозной основы для консолидации человечества. Главный принцип - единство и целостность всего человеческого рода, вера в грядущее объединение планеты и в установление всеобщего мира. (Предполагается, что это произойдет, когда люди осознают необходимость своего единства.) "Не гордись тем, что любишь свою страну, но гордись тем, что любишь весь мир. Земля - одна страна, и человечество - ее граждане", - провозглашал Бахаулла.

Вторым важнейшим принципом бахаизма является признание единой этической основы всех религий. Из этих двух главных принципов вытекают и остальные: равенство всех людей перед законом и предоставление им одинаковых прав; использование критерия справедливости при решении социальных и экономических проблем, устранение крайностей бедности и богатства; провозглашение добросовестного труда богоугодным делом; просвещение людей и борьба против всякого рода предрассудков, введение обязательного всеобщего образования и всемерное поощрение стремления людей к знанию как к одному из величайших даров Бога. Сюда же входит гармония религии и науки, замена слепой веры самостоятельным поиском истины, который должен стать целью духовной жизни человека; отказ от насильственных противоправительственных действий; использование авторитетного международного арбитражного суда для разрешения споров между нациями и государствами; принятие общемирового языка.

Может ли любой человек, если только он не заражен вирусом шовинизма и религиозного фанатизма, отрицать универсальность и гуманность этих принципов? Бахаизм можно упрекнуть разве что в излишнем оптимизме. Так, например, российские бахаисты верят в то, что у их религии, категорически запрещающей употребление алкоголя, должно появиться много сторонников в России, где склонность к "зеленому змию" в свое время помешала князю Владимиру выбрать ислам в качестве государственной религии. Конечно, "сухой закон", царящий в среде бахаистов, может оказаться спасением для многих россиян. Но вряд ли вера, запрещающая выпить рюмочку-другую на праздник, завоюет большое число сторонников среди широких масс населения. Скорее всего число российских сторонников этой веры увеличится за счет тех, кто по-прежнему занят поисками истины и кого не могут удовлетворить традиционные религии.

Отношение бахаи к исламу и христианству более чем толерантное: бахаисты считают Иисуса Христа и Мохаммеда великими пророками, учителями человечества. В свою очередь, православные богословы стараются не замечать бахаи, ставя их в один ряд с сектантами и последователями различных новых эклектических культов.

Однако не замеченные отечественными религиоведами бахаисты получили широкое признание на международном уровне. Еще в 1948 году они были зарегистрированы при ООН в качестве неправительственной организации. В 1987 году генеральный секретарь ООН, "признавая значительный вклад в программу и цели Международного года мира, провозглашенного Генеральной Ассамблеей ООН", возложил на Международное сообщество Бахаи звание "Посол мира". Тем не менее, несмотря на то что бахаисты декларируют свое неучастие в политике, один последователь этой веры стал участником громкого политического скандала.

Британский бахаист, эксперт по вооружениям Министерства обороны доктор Дэвид Келли покончил с собой после того, как его публично назвали источником утечки информации о фальсификации данных так называемого иракского досье (доклад о наличии в Ираке оружия массового поражения). Этот громкий скандал чуть было не привел к отставке премьер-министра Великобритании Тони Блэра.

Члены общины бахаи считают себя "пятой мировой религией", с чем вряд ли согласны историки-религиоведы, бахаисты ставят свою веру в один ряд с иудаизмом, христианством, исламом и буддизмом. Правы они или нет, покажет будущее. Ведь на фоне остальных религий бахаизм - просто младенец: его история насчитывает всего 160 лет. В 160 году от Рождества Христова Римская империя "соблюдала видимость полного порядка", а в 160 год Хиждры сфера влияния ислама еще не вышла за пределы Аравии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как вирус стал мегафактором развития цивилизации

Как вирус стал мегафактором развития цивилизации

Вениамин Попов

Изменение климата, рост неравенства, вырождение капитализма – новые вызовы после пандемии

0
397
Блатной сюжет о главе Забайкальского края Александре Осипове

Блатной сюжет о главе Забайкальского края Александре Осипове

Тиртей

Губернатор в геройской схватке со шнырями

0
236
Разрыв Россией соглашения с Кипром - конец эпохи безопасных инвестиций в РФ под защитой иностранной юрисдикции

Разрыв Россией соглашения с Кипром - конец эпохи безопасных инвестиций в РФ под защитой иностранной юрисдикции

Михаил Сергеев

Ольга Соловьева

Ликвидируется первый заморский офшор, из которого приходила половина всех вложений в РФ

0
506
Регионы накануне выборов все чаще оглядываются на Хабаровск

Регионы накануне выборов все чаще оглядываются на Хабаровск

Дарья Гармоненко

Власти пытаются найти тихие способы противостояния оппозиции

0
564

Другие новости

Загрузка...