0
3845
Газета Стиль жизни Интернет-версия

16.08.2013 00:01:00

Ремонт и вечность

Светлана Гамзаева
Собственный корреспондент "НГ" в Нижегородской области

Об авторе: Светлана Сергеевна Гамзаева – собственный корреспондент «НГ» в Нижегородской области.

Тэги: дороги, ремонт


дороги, ремонт Дороги в России ремонтируют постоянно, но лучше от этого они редко становятся. Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Есть такая русская, вернее, российская примета. Если сделаешь хороший ремонт, тебя обязательно зальют соседи. А если на улице кроют асфальт, значит, в этом месте непременно скоро прорвет трубы. Или дорога просто просядет. Или завтра здесь начнут прокладывать какой-нибудь кабель – не суть. В этом месте просто обязательно что-то должно случиться.
Можно объяснить это явление законом подлости. Вероятность падения бутерброда маслом вниз прямо пропорциональна толщине намазанного масла. А вероятность прорыва трубы или пролива потолка точно так же коррелирует с объемом выполненных работ и дороговизной использованного материала. Хотя вряд ли уж стоит все списывать только на подлость. Есть в этом еще и какая-то хитрость. В наших краях ремонт должен быть обязательно недоделанным, неизбывным, уходящим в вечность. Иначе он теряет свой сокровенный, именно наш, российский, смысл.
Глаза на эту особенность мне однажды открыла австрийская художница Розвита Эннемозер. «Россия – это сплошной ремонт», – сказала она. То трубы меняют, то названия улиц. Это не был холодный сторонний взгляд. Ныне покойная, Розвита Эннемозер любила Россию, возвращалась в нее, писала о ней, делала выставки, была очарована ее старой архитектурой. И она чувствовала что-то наше, глубинное. Наш Ремонт.
Например, это можно ощутить в строительных супермаркетах. Если послушать, как семейные пары решают, какую плитку или ванну выбрать. Вроде бы обсуждают простые спокойные темы, но что за бурные страсти кипят в их диалогах. Это настоящий эзопов язык, крепко сваренный и щедро начиненный горчицей и перцем. Возмущаться: «Как тебе может нравиться этот цвет, такое занудство!» – вместо того чтобы признаться себе и ему: «Я тебе всю душу отдала, а ты только пьешь пиво и смотришь свой спорт». Или вместо того чтобы сказать: «С тобой я чувствую себя одиноким и ненужным, ты даже не смотришь на меня», упереться в: «Пластиковая ванна?! Нет! Только чугун!» В каждом из этих двоих накопилось столько обидного и несбывшегося, что ремонт оказывается как раз кстати. Чтобы хоть так столкнуться друг с другом и начать говорить.
Ремонт способен придать новый смысл даже семейной жизни.	Фото Zerkalo/PhotoXPress.ru
Ремонт способен придать новый смысл даже семейной жизни.    Фото Zerkalo/PhotoXPress.ru
Такая она, семья. Двое начинают жить вместе, каждый со своей копилкой для несбывшегося. Идут месяцы, годы, и оба пополняют свои коробочки обидами – втайне друг от друга, скрепя сердце и сглатывая ком в горле, надеясь, что, пряча проблемы и подавляя чувства, сохранят семью. Стараясь не видеть появившиеся трещинки в семейной крепости, теша себя иллюзией, что так удастся ее сохранить. А трещинки тем временем разрастаются в целую паутину. Нерешенные проблемы превращаются в затягивающую сеть. Все сильнее раздражение, все глубже отчуждение, все ближе отчаяние. Тут еще, по странному совпадению, сын попадает в сомнительную компанию, а дочь принимается устраивать истерики. Привычный мир, кажется, начинает рушиться…
Вот тогда на помощь и приходит ремонт. Пусть вы не раз переругаетесь и немало пота и слез упадет на новый ламинат, главное – у вашей семейной жизни вновь появится смысл.
Ремонт начинает казаться спасительной затеей. Будто перекрасишь стены, а заодно освежишь и все остальное. И можно обсуждать не то, что наболело, а с гамлетовским напряжением решать вопрос: менять или не менять полы. Такая получается завуалированная война полов, которая не ведет к подлинному разрешению.
Поэтому ремонт так сложно заканчивать. Почти невозможно порой. Потолки в спальне уже натянуты, а семейный конфликт так и остается непроявленным и неразрешенным. Но не все так плохо. Ведь вы уже подбираете подходящий колер для стен в прихожей.
Ну, а новый потолок и свежевыкрашенные стены просто обязаны быть испорчены нерадивыми соседями сверху. Чтобы было чем завтра заняться. А не переживать о том, что реально беспокоит.
Вот и ангар, в котором расположены магазины для ремонта, напоминает противоречивое семейное счастье. Вроде бы есть все, что нужно. Но потолки давят и душно. И ты зачем-то все бродишь и бродишь в этом лабиринте стеллажей, забыв, что же на самом деле хочешь найти.
Тот же ремонт творится на уровне города или страны. Внутренние трещины в социальном устройстве мы пытаемся сгладить с помощью внешнего марафета. Не решать социальные или экономические проблемы, а компульсивно что-то ремонтировать. Быть чем-то занятым в страхе остановиться и осмотреться вокруг.
Например, в Нижнем Новгороде среди многого прочего этим летом активно ремонтировали крутой склон напротив кремля. Весной там произошел оползень. Раньше годами землю крепко держала трава, но в последние годы ее начали активно скашивать, не давая заколоситься. Напрасно экологи предупреждали о последствиях этого неистовства в частности и важности городской травы вообще. Их не слышали. Ну, склон и пополз. Зато муниципальные службы получили благостную возможность нового длительного ремонта почти на весь сезон. Монтировали в склон водосточную трубу, крепили металлическую сетку и мастерили сверху ярко-зеленые аппликации, чтобы скрыть поврежденный участок. Продолжая еще и косить вокруг. (Кстати, навязчиво брить летом городские газоны с безобидным пыреем и клевером – это ведь тоже своеобразная разновидность ремонта.)
Нескончаемый ремонт вообще неплохо подпитывает и городскую, и государственную экономику. Ее коррупционную составляющую в том числе (кто-то ведь решает же, в кабинетах, какого и сколько ремонта надо). Это путь в светлое будущее, который никуда не приведет, потому что все случится завтра. В том же Нижнем Новгороде власти постоянно ремонтируют ключевые улицы или мосты, обещая, что с завершением работ у города появятся обновленные артерии и развязки. Но с окончанием одного ремонта тут же начинается другой. И город все также ждет просветления.
Ремонт, конечно, мог бы стать и реальным обновлением. Мог бы действительно что-то изменить. Однако только тот ремонт, который заканчивается. А в России все как у всех, но немного иначе. Так что мы ремонтируем вечно. Шум дрелей, газонокосилок и отбойных молотков – наша бесконечная музыка. Мы словно обречены вечно доделывать и переделывать. Такая разновидность сизифова труда. Наше проклятье и наше наслажденье.   
Нижний Новгород

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
776
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
676
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
626
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
696

Другие новости