0
9350
Газета Стиль жизни Печатная версия

02.11.2023 17:31:00

Мой шерстяной эльф: от приютской до домашней

Лишь собака способна настолько сильно и бескорыстно любить человека

Ирина Осинцова

Об авторе: Ирина Сергеевна Осинцова – актриса, режиссер.

Тэги: человек, домашние животные, собаки, собачий приют


человек, домашние животные, собаки, собачий приют Даже ослабевшей она ложилась прямо перед входной дверью, чтобы встретить хозяйку. \Фото автора

Это был абсолютно импульсивный поступок. Уже несколько месяцев я была подписана на страницу собачьего приюта. Там было много собак, в основном гончие. У каждой своя непростая судьба. Кто-то попал туда, потому что неравнодушные люди не смогли пройти мимо и позвонили волонтерам. Кого-то волонтеры находили сами, когда приезжали за другими животными и, уже возвращаясь с переполненной машиной, вдруг видели на обочине дороги еще одну пару светящихся надеждой глаз.

С гончими отдельная история. Их в приюте было очень много. Казалось бы, что породистой дорогой собаке делать в приюте? Но гончих заводят для охоты. А на охоте собаки часто получают травмы, и не все хозяева хотят потом возиться с лечением. Они же не для этого ее покупали, и работать она все равно уже не сможет. Поэтому часто их, раненых, но живых бросают в лесу. Вот и выходят они, хромая, к трассам, где, на их счастье, может, найдут и помогут… И тогда у собаки появится шанс на новую жизнь. Возможно даже, не в приюте, а в чьем-то теплом доме, и тогда она станет не брошенной и не приютской, а домашней собакой.

Я часто листала эту страницу, читала истории – как нашли, как помогли… Больше всего меня удивляла администратор страницы. Какие только краски и слова не находила она, чтобы тронуть сердце читающего и вдохновить на помощь или на то, чтобы забрать собаку к себе!

И вот однажды среди портретов благородных гончих я наткнулась на фотографию дворняги – длинный нос, уши-локаторы, внимательные глаза. Шерстяной эльф, подумала я. Что-то меня отвлекло, и я закрыла страницу. Через пару дней я снова залезла в сеть и снова наткнулась на эту мордочку. Почитала ее историю. Ее зовут Ника. Она жила в промзоне с двумя щенками, там их подкармливали, но в один прекрасный день кому-то они стали мешать, и один чудесный образец человеческой породы начал подбрасывать им в еду битое стекло. Я закрыла страницу. Невозможно читать такие вещи.

Прошло время, и я снова в ленте новостей увидела эту фотографию. Прочитала, что волонтеры успели спасти собак и отправили всех троих на передержку. И вот тут я и совершила импульсивный поступок. Я посмотрела, есть ли в конце поста телефон, и набрала номер. Трубку взяла женщина. Я сказала, что прочитала сообщение про собаку Нику и хочу забрать ее. Она спросила: «Вы хотите забрать на передержку?» – «Нет, – ответила я, – насовсем. Домой». Она расспросила меня, почему я хочу забрать собаку, был ли у меня опыт содержания животных. В конце разговора сказала, что они привезут Нику в Москву для знакомства, и если все окажется в порядке, то сами доставят ее мне домой.

Через неделю мне в квартиру привезли собаку. Она зашла в дом и села на половичке у входа. Я позвала ее в ванную и оценила масштаб бедствия – ладно, сейчас я вымою ей только лапы и брюхо, а через пару дней сходим к груммеру, и там ее нормально помоют и немного обстригут.

Вода с лап лилась черная! Конечно, в приютах не до лоска. После мытья стало видно, что у собаки шерсть не серого, а бежевого цвета. Затем она нашла безопасное местечко под столом на кухне и устроилась там.

Вначале не проявляла никаких эмоций. Не ходила по квартире, не обнюхивала дом, не виляла хвостом. Выходила, только когда я ей ставила миску с едой. Выученное состояние «ничейности». Только через несколько дней она начала встречать меня с работы, сначала виляя мне хвостом из-под стола, а потом уже выходить в коридор. И вскоре я увидела знаменитое собачье шоу «Слава богу, ты пришла!» с вилянием всей собаки и танцем с маракасами. Освоилась!

Больше всего Нике не нравилось выходить на улицу. Обычно, когда я звала ее на прогулку, она сначала делала вид, что не слышит. Потом поднимала голову, оглядываясь, как бы ища, кого это зовут, и с видом «слава богу, это не меня» укладывалась обратно на лежанку. И только когда я подходила к ней с поводком, она понимала, что прогулки не избежать. С виноватым и несчастным видом плелась к выходу.

Зато на прогулке это оказалась идеальная собака – по кустам за тухлятиной не шарится, за кошками не носится, идет в метре от моего колена. Вообще она старалась побыстрее справить свои дела и сразу рвануть в подъезд, но я же понимала, что собаке нужно двигаться, поэтому дальше мы отправлялись на вымученную прогулку. На каждом повороте Ника с энтузиазмом показывала носом: «Дом там!», но я не поддавалась. Зато по мере приближения к дому собака постепенно ускорялась, и домой возвращалась не виноватая и несчастная, а довольная и радостная морда.

Скоро стало понятно, почему она так не любит прогулки, особенно вечерние. Петарды и фейерверки. Однажды мне пришлось сделать ей рентген, и на снимке я увидела большое количество дроби по всему телу. Какая-то двуногая тварь стреляла в мою плюшечку! Теперь понятно, почему резкие хлопки и пальба вызывают у нее священный ужас. Фейерверки вообще странное явление – почему о том, что ты родился или женился, должен знать весь район? Однажды столкнувшись с этим злом на прогулке, я была шокирована тем, какую скорость может развивать собака. Потом, когда Ника освоилась, я начала спускать ее с поводка, но ведь предугадать, когда снова кому-то в голову придет фантазия пострелять, невозможно.

Я почитала кинологов и поняла, как нужно реагировать, если собака понеслась прочь. Главное, не бежать за ней! Потому что если собака слышит, что хозяин несется вслед – значит, думает она, хозяину тоже страшно. Значит, она все делает правильно и бежать нужно еще быстрее, чтобы спасти и себя, и хозяина. Вот такая логика. Поэтому бежать за собакой не надо. И орать, чтобы она вернулась, тоже не надо. Так вы еще больше ее напугаете. Надо спокойным шагом двигаться в сторону собаки и нежно и ласково звать ее. Собака увидит безопасного и спокойного хозяина, поймет, что погорячилась, и вернется сама.

Вообще можно только подивиться тому, сколько талантов и знаний обретает человек, заведя собаку. Вы научитесь сканировать все, что лежит на поверхности земли, не хуже нее. Вы по холке собаки сможете определить, почему она с интересом зависла под деревом: у нее там переписка с другой собакой или там есть что можно сожрать. Вы перезнакомитесь со всеми соседями. Не факт, что вы узнаете их по именам, но вы точно будете знать, каким кормом кормится их песель и куда лучше ехать за прививкой. А еще вы полюбите прогулки! В любую погоду. Я не иронизирую, мое любимое время для прогулок – лето, часов шесть утра, когда большинство людей и машин еще спят. Это действительно удовольствие!

Вот так Ника и жила у меня. Я видела, как оттаивала собака, которая привыкла, что она никому не нужна, а жизнь – это очень страшное испытание. Она постепенно становилась спокойной домашней собакой. И даже на петарды она уже реагировала не так резко. А если слышала салют из дома, то уже не пряталась под стол, а поднимала голову в сторону стрельбы и спокойно укладывалась обратно на матрасик с видом «слава богу, я дома!».

А потом она заболела. И это понятно. Во-первых, когда вы берете собаку из приюта, вы никогда не знаете, какие болячки у нее уже были, а во-вторых, вы даже не знаете, сколько ей лет. А Никуся оказалась дамой в возрасте. Гораздо старше, чем предполагалось. Мы с ней объездили многих врачей, и многие врачи разводили руками. У меня даже появился любимый анекдот: ветеринар заболел, в первый раз в жизни приходит на прием к терапевту. Вошел, сел на стул и молчит. Терапевт на него посмотрел и спрашивает: «Ну, на что жалуетесь?» Ветеринар ему отвечает: «О! Как у вас все просто!»

Несмотря на все усилия, Ника таяла. Даже ослабевшей она ложилась прямо перед входной дверью, чтобы встретить меня. Когда ее не стало, еще долго у меня было ощущение, что сейчас я открою дверь, а мне навстречу затрепещет хвост.

Когда собака умирает, вы еще долго будете ощущать ее в доме. На любой шорох в квартире вы будете вздрагивать – вам будет казаться, что это она. Когда-нибудь это закончится – фантом собаки покинет ваш дом. Но скучать вы по ней будете всегда. Вам будет не хватать того, что она вам давала. Потому что только собака способна так любить человека. Все родственники и друзья, вместе взятые, не способны так радоваться вашему возвращению с работы. Потому что вы для нее единственный в мире. Вы для собаки – это весь мир. 


Читайте также


Как соцсети создали профессию видеокреатора

Как соцсети создали профессию видеокреатора

Павел Крикунов

Человеку-"агентству" приходится производить контент, спасаясь от выгорания

0
4625
Мои несостоявшиеся "Письма Ильфа"

Мои несостоявшиеся "Письма Ильфа"

Игорь Мощицкий

Этот писатель ощущал бы себя лишним человеком при любой власти

0
5361
В подвалах судов есть место правам человека

В подвалах судов есть место правам человека

Екатерина Трифонова

Реформа конвойных помещений разработана задолго до указаний наивысшей инстанции

0
3349
Демократический колониализм в обмен на газ

Демократический колониализм в обмен на газ

Виктория Панфилова

Права человека в Туркменистане уходят на второй план

0
3073

Другие новости