0
3512
Газета Стиль жизни Печатная версия

29.09.2025 17:54:00

Чугунка Михаила Успенского

Фантасты-шутники, бронзовые улитки и яйца "Чужого"

Андрей Щербак-Жуков
Заместитель ответственного редактора приложения "Ex libris"

Об авторе: Андрей Щербак-Жуков – писатель, заместитель ответственного редактора приложения «НГ-Ex libris».

Тэги: литература, фестиваль фантастики интерпресскон, миъаил успенский, призы


литература, фестиваль фантастики интерпресскон, миъаил успенский, призы Михаил Успенский взял не одну награду фестиваля фантастики «Интерпресскон». Кадр из видео с канала ТВК Красноярск на YouTube

Фестиваль фантастики «Интерпресскон» каждый раз проходил в разных пригородах Санкт-Петербурга: в Сосновом бору, в Зеленогорске, в Разливе... Собирались писатели и любители этого направления в литературе, общались и, конечно, вручали и получали награды. Основные награды конвента – это «Бронзовая улитка» и собственно «Интерпресскон». «Улитка…» присуждалась лично Борисом Натановичем Стругацким, а «Интерпресскон» – организаторами по результатам голосования всех участников мероприятия в нескольких номинациях, главные из которых – «Крупная форма», «Средняя форма» и «Малая форма», то есть роман, повесть и рассказ. В 1997 году стараниями писателя Святослава Логинова новая наградная номинация «Сверхкороткий рассказ» – его предельный размер считался в килобайтах, но в общем выходило что-то не больше двух страничек.

Как раз в эти годы у меня одна за другой писались «Сказки для идиотов», которые несколько позже стали «Сказками для друзей». А совсем уж позже получили двойное название – «Сказки для друзей, бывшие Сказки для идиотов». Как раз в 1996-м была написана «Сказка о Маленькой планете и Сексуальной Революции». Поскольку в то время периодических изданий, печатающих фантастику, было до обидного мало, доброе жюри решило включать в номинационный список «Сверхкороткого рассказа» и тексты, вышедшие в фэнзинах – в непрофессиональных, самодельных и малотиражных изданиях.

И вот мы с другом и моим первым издателем Максимом Качёлкиным сделали литературное приложение к выпускавшемуся им пародийному, шуточному фэнзину. Самого фэнзина вышло всего два выпуска, но это вовсе не исключало возможность выпустить к нему литературное приложение. В него вместе с предисловием вошли все семь написанных мною на тот момент «Сказок для идиотов». Таким образом «Сказка о Маленькой планете и Сексуальной Революции», как самая свежая и напечатанная впервые, попала на конкурс «Интерпресскона».

Всегда консолидированные петербуржцы голосовали за Антона Первушина, который на тот момент еще не написал своих фантастических романов и замечательных книг по истории космонавтики, а написал несколько примерно таких же прозаических миниатюр, которые печатались в каких-то питерских городских газетах. Прознав об этом, москвичи им в пику так же консолидированно голосовали за меня. В результате я победил с небольшим отрывом.

Приз «Интерпресскон» в те годы напоминал фактурно испещренную всевозможными выемками перевернутую каплю, отлитую из бронзы и укрепленную на постаменте из зеленого поделочного камня. Возможно, он называется змеевик, а возможно, и нет. Любители фантастики называли его промеж собой «яйцом» чужого – он действительно своими формами вызывал в памяти фильмы Ридли Скотта и Джеймса Камерона.

183-8-4480.jpg
Очередной «Интерпресскончик» и «выводок»
бронзовых улиток ждут своих обладателей –
лауреатов Фестиваля фантастики. 
Фото с сайта www.litcult.ru
Призы во всех традиционных номинациях были одинаковыми – довольно объемными и увесистыми. Михаил Успенский к тому времени получил уже несколько таких, а еще и «Улиток на склоне», представляющих собой также бронзовые фигуры улиток, ползущих по весьма увесистому камню. Он называл их ласково «чугунками». Надо заметить, что большинство наград, вручаемых в области фантастики, никогда не отличались значительным денежным наполнением. Зато, как правило, представляли из себя довольно приятный, радующий глаз сувенир, если не сказать – произведение искусства. Законодателем такой моды стал первый российский фестиваль фантастики – свердловская «Аэлита». Главный, одноименный фестивалю приз – за вклад в фантастику – представлял собой красивую конструкцию, что-то вроде спирали с нанизанными на нее шарами из полудрагоценных камней. Я же к тому времени уже был награжден призом «Старт», вручаемым на «Аэлите» молодым авторам за книжный дебют. Это была раскрытая книга из двух яшмовых дощечек, в створе которой находилась аметистовая щетка, а из нее рос цветок с нефритовым бутоном…

А вот награду в номинации «Сверхкороткий рассказ» оргкомитет «Интерпресскона» – то ли чтобы подчеркнуть его особость, то ли просто из соображений экономии материалов – сделал в два раза меньше, чем призы во всех остальных номинациях. Он легко и довольно удобно умещался в ладони.

Когда я выходил на сцену получать награду, конечно, волновался. Вот в президиуме сидит Борис Стругацкий, вот организатор «Интерпресскона» энтузиаст фантастики Александр Сидорович… Святослав Логинов вручил мне скульптурку, пожал руку… Я изо всех сил постарался сказать красиво:

– Вот сейчас «Интерпресскон» у меня маленький, но я надеюсь, что со временем он вырастет…

Редактор и составитель сборников Андрей Синицын на это отреагировал из зала – вроде бы вполголоса, но так, что в тиши его услышали и на сцене:

– А ты его погладь!

Говорят, что позже деликатный Борис Натанович, встретив Синицына в коридоре, заметил:

– Ну, это вы, Андрюша, очень смело пошутили… Так не стоило…

«Интерпресскон» в номинации «Сверхкороткий рассказ» как-то сразу стали нежно называть «Интерпресскончиком»…

После церемонии любители фантастики вывалили толпой в фойе, начали поздравлять награжденных. Поздравили друг друга и мы с Михаилом Успенским – он получил заслуженную награду за повесть «Змеиное молоко», свободное продолжение повести братьев Стругацких «Парень из преисподней». Награду стандартную, большую…

– Ну-ка, ну-ка, покажи поближе, – заинтересовался Михаил Глебович моей наградой.

Я протянул ему приз.

– Ух ты! – восхитился Успенский. – У тебя совсем такой же, как у меня, только меньше! А мне-то свой еще в Красноярск переть… Тяжесть. А давай меняться. Ты мой бери, а я возьму твой – все же везти полегче будет!..

Я до сих пор жалею, что мы сразу там, в фойе, не поменялись. А потом как-то не срослось, не до того было… А то бы у меня сейчас красовался на полке приз самого Михаила Успенского! Такой же, как у меня, только большой. Зато теперь у меня «Интерпресскончика» два и они разные – со временем организаторы фестиваля поменяли дизайн приза. 


Читайте также


Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Евгений Лесин

Сначала Нобелевскую премию получил Ласло Краснахоркаи, теперь Букеровскую премию – Дэвид Солой

0
745
Три конца и четыре сына

Три конца и четыре сына

Марианна Власова

В Большом театре объявили победителей премии «Ясная поляна»

0
732
"Театральный роман" вручили в одиннадцатый раз, "Диапазон" – впервые

"Театральный роман" вручили в одиннадцатый раз, "Диапазон" – впервые

Марина Гайкович

В Москве чествуют авторов, пишущих о музыке и театре

0
3923
Книги средней руки становятся первоклассными спектаклями

Книги средней руки становятся первоклассными спектаклями

Елена Логинова

Евгений Славутин о том, что литературное произведение для сцены всегда нужно отрежиссировать

0
4048

Другие новости