0
6119
Газета Главная тема Интернет-версия

31.03.2016 00:01:05

Написали массу дряни

Тэги: владимир маяковский, давид бурлюк, игорь северянин, василий каменский, футуризм, поэзия, сатира, гулаг, троцкий, революция


фото
Это я – ваш покоритель. 
Иллюстрация из книги

Василий Васильевич Каменский (1884–1961) – поэт-футурист и один из первых русских авиаторов. Знаменит тем, что везде, где можно и где нельзя, кричал: «Сарынь на кичку» («возглас «Сарынь на кичку», восходящий, по наиболее распространенной версии, к боевому кличу волжских разбойников, стал своеобразным элементом личной жизнетворческой мифологии Каменского. Одноименное стихотворение включено в роман «Стенька Разин» (1915), затем вошло в виде главки в его поэму «Стенька Разин – сердце народное» (1918), а также публиковалось отдельно (с посвящением В. Хлебникову); позднее Каменский выпустил поэтический сборник «Сарынь на кичку» (М., 1932)», – написано в одном из комментариев в книге). А еще он автор знаменитого «Живого памятника»:

Комитрагический моей души 

вой

Разливен будто на Каме 

пикник

Долго ли буду стоять 

я – Живой

Из ядреного мяса Памятник.

Пожалуйста –

Громче смотрите

Во все колокола и глаза –

Это я – ваш покоритель

(Пожал в уста)

Воспевающий жизни против 

и за.

А вы – эй публика – только

Капут

Пригвождали на чугунные 

памятники.

Сегодня иное – Живой гляжу

на толпу –

Я нарочно приехал с Каменки.

Пора возносить песнебойцев

При жизни на пьедестал –

Пускай таланты еще 

утроятся

Чтобы каждый чудом стал.

Я верю – когда будем 

покойниками

Вы удивитесь

Святой нашей скромности –

А теперь обзываете футуроразбойниками –

Гениальных Детей 

Современности.

Чтить и славить привыкли 

вы мертвых

Оскорбляя академьями 

памятниками –

С галками.

А живых нас –

Истинных, Вольных и Гордых

Готовы измолотить 

скалками.

рисунок
Езжу по частным квартирам
в качестве именитого гостя... 
Иллюстрация из книги

По-моему, замечательные стихи. И если, допустим, песня Высоцкого «Два судна» («…Что с ними? Может быть, взбесились/ Оба судна?/ А может, попросту влюбились –/ Обоюдно»), очевидно, выросла из «Военно-морской любви» Маяковского («По морям, играя, носится/ с миноносцем миноносица./ Льнет, как будто к меду осочка,/ к миноносцу миноносочка...»), то «Памятник» Владимира Семеновича («...А потом, по прошествии года, –/ Как венец моего исправленья –/ Крепко сбитый литой монумент/ При огромном скопленье народа/ Открывали под бодрое пенье, –/ Под мое – с намагниченных лент…»), мне кажется, восходит к Каменскому.

Прямым противопоставлением стихотворению «Живой памятник» (1916; кстати, – юбилей!) можно считать поэму 1919–1921 годов «Хрестоматия для поэтов-пистолетов». 

В 1916 году – вопль, манифест, ода. В 20-м – сатира, инвектива, брань. Андрей Россомахин (он же и автор комментариев) в предисловии к книжке пишет, что поэма «публикуется впервые, спустя почти 100 лет после создания». Россомахин, между прочим, анонсирует сборник «Василий Каменский: Поэт. Авиатор. Циркач. Гений футуризма (Неопубликованные тексты. Факсимиле. Комментарии и исследования)», который готовится к выходу в Питере. Очень хорошо, что готовится, дай бог, выйдет.

рисунок
Экзамен на гения.
Иллюстрации из книги 

Однако вернемся к поэме про поэтов-пистолетов. После революции Россия (пусть и ненадолго) стала едва ли не самым свободным государством планеты. Проявлений было много, одно из них – вдруг бешено расплодились поэты. Да еще и повыпускали невероятное множество книжек (ага, помните перестройку и начало 90-х). Еще цитата из предисловия: «В 1920-е годы о всплеске поэтической графомании писали многие, однако, кажется, только Каменский создал целую поэму на эту тему… О девальвации поэтического творческого почти одновременно с Каменским писал Осип Мандельштам – в статье «Армия поэтов»…» Но то статья, а тут – как у Бродского в «Представлении» (да, есть определенное сходство в приеме) – удар не только в лицо, но еще и зарифмованный, «с примерами»: «Во главе с балбесами/ Все почуяли себя поэтессами./ Написали массу дряни:/ «Зряни/ Бряни/ Мряни/ Фряни» (…) Все стишки – как пирожки./ Нате ешьте женишки». Да, «пирожки» – один из очень сейчас популярных жанров «народно-интернетной» поэзии. 

И – все-таки продолжу – далее: «Стали вы совсем поэтик./ Не поэт – а пистолетик:/ Чик да чок –/ Чик да чок –/ Вот и вышел чижичок (…) Стиль рококо/ Видать далеко/ И что есть мочи/ Напечатано:/ «Голубые очи»./ Ура. Ура. Букет. Конфет./ Вот как родились вы Поэт./ И главная интрижка/ Что книжулька или книжка/ Или просто фига-мига/ В 7 страничек/ Говорится:/ «Моя книга»./ Без кавычек».

книга
Василий Каменский.
Хрестоматия
для поэтов-пистолетов/
Вступ. статья и коммент.
А. Россомахина.
– СПб.: Красный матрос,
2016.
– 88 с.

Все. Дальше не могу цитировать. Поэты! Даже те, кого включили в учебник «Поэзия», одумайтесь. Прислушайтесь. Все уже давно украдено до нас. И давным-давно разоблачено. Конечно, поэма Каменского не исключительно сатира. «Своих»-то он хвалит: «заблистали письмена/ Засверкали имена/ Давид Давидович/ Владимир Владимирович/ Василий Васильевич…» Вот так уж вышло у них, что Бурлюк – Давид Давидович, Маяковский – Владимир Владимирович, а Каменский – Василий Васильевич.

Вообще футуристам повезло больше других. Расстреляли, конечно, Бенедикта Лившица в 1938-м, но, например, Маяковский застрелился сам, а Елена Гуро вообще умерла еще до революции, в 1913 году. Давид Бурлюк сбежал, умер в 1967 году в США. А вот Каменский и Крученых (умер в 1968-м) относительно спокойно жили в СССР. Не вижу здесь ничего энигматичного: раз Маяковский футурист, значит, надо было сберечь и других футуристов, хотя бы часть. А Каменский действительно футурист. Будущий авиатор (один из первых русских авиаторов), он даже родился, как футурист, – на борту парохода (на реке Каме где-то между Пермью и Сарапулом). Считается, что именно с его легкой руки в русский язык вошло слово «самолет», до того их называли аэропланами. Но он, разумеется, советский футурист: кавалер ордена Трудового Красного Знамени и ордена «Знак Почета». Марксист, агроном, актер, поэт, художник и журналист, до революции, разумеется, сидел в царской тюрьме. Ездил в Стамбул и Тегеран, Берлин и Вену, Париж и Лондон. Его автобиографический роман называется «Путь энтузиаста». Думаю, шоссе Энтузиастов (бывший Владимирский тракт) и станцию метро «Шоссе Энтузиастов» вполне можно считать названной в том числе и его именем. Тем более что в Москве, насколько я знаю, ничего другого с ним связанного и нет (в  Перми есть улица Василия Каменского).

И еще одно. Есть в поэме Каменского жуткое предсказание: «Мой проект вас бы всех доконал:/ Собрать Поэтов до последнего вздорного –/ Вы прорыли бы дивный канал/ От Белого моря до Черного (…) Мне – американцу духом –/ Жаль бездействия мускулов…»

Так и вышло. Рыли. И поэты, и не только поэты. И каналы, и не только каналы. И Мандельштам, и Шаламов. И даже Бродского сослали. И поэт Валентин ЗК почти всю жизнь просидел. Э, да что там говорить… Вы лучше обратите внимание на строчку: «Мне – американцу духом…» Революционеры считали Америку символом будущего, символом прогресса. «Американец духа»… Футурист Каменский был уверен: американское – значит революционное, значит, движение вперед. Не буду много рассуждать, 100 лет все-таки прошло, но ведь, повторю, в 20-е Россия и впрямь стала едва ли не самым свободным государством планеты. Жаль, что американцев духа быстро заменили опричники и держиморды.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ольга Соловьева

Субъектам РФ обещают списать долги на 28 миллиардов рублей

0
1023
США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

Владимир Скосырев

АСЕАН оказалась не в состоянии помочь стране решить внутренние проблемы

0
888
В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

Геннадий Петров

Трампу испортили радость от победы над демократами напоминанием о сексуальном скандале

0
1120
Иран зажат между дефицитом воды и внешними противниками

Иран зажат между дефицитом воды и внешними противниками

Игорь Субботин

МАГАТЭ утратило преемственность данных о состоянии атомной промышленности Исламской Республики

0
1468

Другие новости