0
959
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

26.04.2007 00:00:00

Литературная метеорология

Тэги: облака, поэзия, метеорология, преторпинней


Когда произносят «литературная атмосфера», воображение рисует прокуренный полуподвал, набитый субтильными поэтессами и бородатыми поэтами, которые обчитывают друг друга своими виршами под пиво и фисташки. Этакий гибрид светского литературного салона и точки общепита. Но можно взглянуть на слово «атмосфера» с другой – научной – точки зрения. Как на воздушную оболочку Земли, которую изучает наука метеорология. Соответственно литературную атмосферу исследует метеорология литературная.

В каждом атмосферном слое – свои обитатели. Гэвин Претор-Пинней в «Занимательном облаковедении. Учебнике любителя облаков» приводит облачную классификацию по «высотному ранжиру». Выше других своих собратьев – облака перистые. Далее, сверху вниз, – перисто-слоистые и перисто-кучевые, высоко-слоистые и кучево-дождевые и т.д. Ближе всех к земле – кучевые и слоистые (без всяких примесей).

Подобным образом можно распределить по литературно-атмосферным слоям и поэтов-писателей. Поэты, конечно, на высоте: порхают в эмпиреях, рвутся к самым звездам. Им труднее: там, наверху, воздуха мало, а если упасть оттуда – разобьешься наверняка. Поэтому писать стихи – самая опасная и рисковая литературная профессия. Многие до старости не доживают.

Поближе к земле на бреющем полете ходят прозаики: им нужны подробности, детали, которые свысока не разглядеть. Правда, бывают исключения. Постмодернистам, например, все равно где резвиться, им и в горних высях очень неплохо. Некоторые даже поэтов превосходят в удалении от земной реальности. Рожденные ползать тоже находят свою нишу: пишут «глянец» – коммерчески успешные боевики, детективы и дамскую прозу. И в поэзии такие есть – авторы эстрадных текстов, поэты-песенники. На приставку «песенник», как правило, почему-то обижаются.

Критикам и литературоведам высоко тоже нельзя: их задача – объяснять, из какого сора, не ведая стыда, растут стихи и проза. Пристально наблюдать и угадывать тенденции литературного процесса, то есть вычислить будущие траектории стайного полета поэтов и писателей. Последнее занятие увлекательно, но довольно безнадежно. Обычно получается как у настоящих метеорологов, которым, как известно, верить нельзя. Хотя невиноватые они: погода – штука капризная. Литература тоже. Думаете, легко уследить за всеми кульбитами литераторов, которые порой сами не ведают, что творят? Аж глазам больно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Региональная политика 28 апреля – 1 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 28 апреля – 1 мая в зеркале Telegram

0
250
Безуглеродный коктейль: московский бар перешел на энергию Красноярской ГЭС

Безуглеродный коктейль: московский бар перешел на энергию Красноярской ГЭС

Ярослав Вилков

0
1387
Константин Ремчуков. Из-за сокращения рекламных бюджетов китайских компаний американский рынок может потерять 45 млрд долл

Константин Ремчуков. Из-за сокращения рекламных бюджетов китайских компаний американский рынок может потерять 45 млрд долл

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 28.04.25

0
1784
Три опоры Казахстана

Три опоры Казахстана

Андрей Выползов

Токаевские «апрельские тезисы» как ключ к разрешению фундаментальных вызовов в мире

0
2287

Другие новости