0
864
Газета Телевидение Интернет-версия

16.04.2004 00:00:00

Ностальгия как телевизионный жанр

Тэги: телевидение, прошлое, дф


телевидение, прошлое, д/ф Герой Сидихина пропах столовой и дешевыми женскими духами.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)

Телеканалы мучает тоска по светлому прошлому. Жанр ностальгии востребован как никогда – в документальной и игровой форме. И здесь интересные исторические открытия следуют одно за другим, поскольку каждый конструирует прошлое, полагаясь на свой вкус и фантазию. Например, не столь давно канал «Россия» показал сериал-размышление Андрона Кончаловского «Бремя власти» о Юрии Андропове. В результате размышлений Андрона Сергеевича оказалось, что бывший председатель КГБ (отправивший в принудительную эмиграцию Солженицына), сменивший Брежнева на посту генерального секретаря ЦК КПСС, был – ни много ни мало – Борисом Годуновым ХХ века, демократическим государем, коего не любили сталинистские бояре. И если бы не его ранняя смерть, то, по словам автора сериала, мы бы и по сию пору жили бы в СССР, где «были бы частные предприятия и банки, свобода выезда за рубеж, идеология социал-демократии». Какая жалость! Ведь, по словам известного кинорежиссера, «по сравнению с европейскими странами мы находимся на уровне развития XVI–XVII веков». И все это подано на уровне озарений, версий, режиссерских находок человека, в эпоху правления Андропова жившего и работавшего в Голливуде и благополучно вернувшегося в Россию уже при демократах.

А вот другой случай. Недавно закончившийся многосерийный авторский проект президента ТВЦ Олега Попцова – «Заплыв слепых» (вызвавший у некоторых его коллег бурю негодования) основан на собственных воспоминаниях об ушедшей эпохе, где неоднозначные фигуры Ельцина, Хасбулатова, Полторанина и других вершителей судеб органично переплетаются с фигурой самого рассказчика. Благо, в ту пору бывшего руководителем самого влиятельного российского СМИ – ВГТРК. Тут резкость оценок в отношении демократов понятна и объяснима – автор проекта откровенно признается, «в том, что мы напороли, есть и доля моей вины. Я, например, помогал открывать дверь, оттягивал ее, чтобы младореформаторы вошли, познакомились с Бурбулисом. Который, как и сам Борис Николаевич, в своем свердловском далеке плохо знал, что такое Москва».

Впрочем, не только документалкой живо телевидение, но в первую очередь художественными телесериалами. А они тему светлого прошлого эксплуатируют нещадно, при этом открывая телезрителям новые горизонты бытия. Например, на этой неделе на НТВ стартовал восьмисерийный сериал «МУР есть МУР» с Евгением Сидихиным в роли начальника опергруппы «убойного» отдела Московского уголовного розыска майора милиции Александра Смирнова. Казалось бы, интересная тема – холодная весна 1953 года, когда тогда еще всесильный Берия выпустил по амнистии сотни уголовников, с коими борется доблестный майор и его сотрудники. Но авторы, что называется, перестарались, понимая, что зритель воленс-неволенс будет сравнивать «МУР есть МУР» с «Место встречи изменить нельзя», а Сидихина с Высоцким. Сравнение вышло не в пользу нового проекта, который больше напоминает пародию на знаменитый сериал про Жеглова и Шарапова. Главный герой вышел смелым, но туповатым опером, от которого несет дешевыми женскими духами и запахом столовой – об этом ему и нам все время напоминает его коллега, женщина-эксперт, издевки коей над майором Смирновым и его подчиненными занимают чуть ли не треть экранного времени каждой серии.

Впрочем, такую же долю по времени занимают многочисленные любовные похождения майора и особенно его отвязанного помощника-армянина в исполнении Эдуарда Чекмазова (запомнившегося публике по знаменитой рекламной фразе «И поска-а-акал!»), совершенно не относящиеся к делу. Герои, не беспокоясь о последствиях, рассказывают коллегам на работе политические анекдоты про Берию и Сталина, а их знакомые журналисты, стоя на фоне по-современному ярко освещенной набережной Кремля (видимо, создатели фильма забыли договориться об этом со столичными властями), рассуждают с оперработниками о политических преступлениях правящего режима. Игровые кадры, снятые в цвете, грубо стыкуются с черно-белыми документальными, а проход персонажей по улицам – днем ли, ночью ли – почему-то неизменно сопровождается музыкой тех лет (видимо, для воссоздания исторической атмосферы), хотя ни патефонов, ни других музыкальных инструментов в кадре не видно.

Смешно, но даже слово «мент», которым постоянно оперируют герои, в то время не употреблялось, вытесненное с 20-х годов словом «мусор», и лишь в шестидесятые-семидесятые вновь вернулось в блатной лексикон. О чем, кстати говоря, прекрасно знали создатели «Места встречи изменить нельзя», где именно этим словом обзывал Шарапова-Конкина колоритнейший Джигарханян в роли Горбатого, но поленились узнать авторы «МУР есть МУР».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
350
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
418
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
132
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
459

Другие новости