0
5224
Газета Я так вижу Интернет-версия

21.11.2022 21:39:00

Бюджетный лоббизм

Леонид Крутаков

Об авторе: Леонид Викторович Крутаков – доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК.

Тэги: бюджет, финансы, дефецит


Минфин России обещает решить проблему бюджетного дефицита. Способ решения проблемы хорошо известный – «отнять и поделить». Само по себе это неудивительно, иной логики отечественный Минфин не демонстрировал еще ни разу. Гораздо интересней состав попавших под секвестр отраслей и объем изъятий.

Бюджетная логика – это прежде всего логика лоббистов и только потом логика бюджета. Подготовленный Минфином законопроект «О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» прекрасное тому подтверждение.

Первое, что обращает на себя внимание, это скорость, с которой документ такого уровня прошел все круги «бюрократического ада». С момента рассмотрения законопроекта в первом чтении Госдумой до его одобрения Советом Федерации прошло меньше месяца. Сегодня документ уже был подписан президентом.

В принципе скорость принятия документа можно объяснить специальной военной операцией и режимом антироссийских санкций. А вот разнарядка на «отнять и поделить» никаким форс-мажором уже не мотивирована. При беглом знакомстве с законопроектом кажется, что основным потерпевшим назначен «Газпром».

Для «Газпрома» сумма НДПИ в период 2023-2025 годы вырастает на 50 млрд руб. в месяц, что обеспечит Минфину дополнительные «доходы» в 0,6 трлн руб./год (за 3 года 1,8 трлн руб.). Еще 200 миллиардов принесут производители и экспортеры сжиженного газа (снова «Газпром» и «Новатэк») за счет роста налога на прибыль с 20 до 34%. Дополнительное повышение НДПИ на природный газ для всех производителей (читай: нефтяных компаний) принесет Минфину за 3 года 308 млрд руб. К этой сумме теоретически можно было бы прибавить еще порядка 10 млрд руб. в год в случае пересмотра налогообложения газа, добытого «Газпром нефтью». Сейчас компания уплачивает НДПИ на газ по ставке, утвержденной для нефтяников, что позволяет «Газпрому», поступательно перекладывающему на «Газпром нефть» разработку своих ключевых газовых месторождений, существенно экономить на налогах. Не исключено, что десятки миллиардов рублей дополнительных налогов вскоре заставят Минфин скорректировать эту взаимовыгодную схему.

Впрочем, и без дополнительных изъятий «Газпром нефть» платит в бюджет немало. Как и вся нефтянка, расположившаяся на втором месте по уровню налоговой нагрузки: повышение ставки НДПИ на нефть составит за 3 года 629 млрд руб. Плюсом к этому (минусом для «нефтянки») пойдет еще 662 млрд руб. за счет снижения «демпфера» по автомобильным бензинам, с учетом применения скидки к стоимости бензина на европейском рынке.

Третьим потерпевшим Минфин признал угольную отрасль, которая должна дополнительно принести и сдать в бюджет 30 млрд руб., но всего за 3 месяца (с 01.01.2023 по 31.03.2023).

На этом список дополнительных спонсоров бюджета заканчивается. Открывается список привилегированных пользователей бюджетом. Открывает его горнорудная и металлургическая отрасли России. С 1 августа этого года ставка акциза на сталь жидкую приравняли к нулю. Только в этом году минус Минфина (плюс металлургов) эксперты оценивают в 29,4 млрд руб. По следующему году эта цифра вырастет до 71 млрд.

По нулям что по нынешним временам является огромным плюсом с бюджетом разойдутся такие отрасли, как добыча алмазов и драгметаллов, телекоммуникации, минеральные удобрения и банковский сектор. В сводной таблице, составленной аналитическим центром «Инфотэк», показан процентный рост налоговой нагрузки в условиях «военного времени».

Здесь стоит отметить тот факт, что самый большой рост дополнительной нагрузки (в абсолютном и процентном соотношении) приходится на газовую отрасль, где победитель «Газпром», но по общей нагрузке (с учетом прежних «заслуг») первое место прочно удерживает нефтяная отрасль – 75%. Но вернемся к основным выгодоприобретателям и самым успешным лоббистам.

Горнорудной и металлургической отраслью (впрочем, алмазами и драгметаллами тоже) два года назад правительство России уже пыталось заниматься на уровне вице-премьера Андрея Белоусова. Тогда эксперты VYGON Consulting провели исследование налоговой нагрузки на рентные отрасли страны. Оказалось, что нефтяные компании платят налогов в 5 раз больше, чем все остальные сырьевые отрасли вместе взятые.

С учетом льгот налоги нефтяников составляли около 60% от цены сырья. Доля налогов в цене сырья, добываемого ПАО «Газпром», была 30-40%. У металлургии, золотодобывающей и алмазодобывающей отраслей доля налогов не превышала 10% в цене реализации продукции. В случае с добычей комплексных руд Красноярского края («Норильский никель») ставка носила регрессивный (для бюджета страны) характер – при росте цен на 25% эффективная ставка снижалась на 20 п.п. Телекоммуникационный и банковский сектор тем временем также ставили исторические рекорды.

Новый законопроект Минфина меняет налоговые пропорции (уровень изъятия) внутри углеводородной отрасли, но никоим образом не касается остальных рентных отраслей и «цифровых рекордсменов» по прибыли. Почему? Можно, конечно, предположить, что из-за важности телекоммуникационных и банковских услуг для экономики России. Именно эту причину приводит Минфин, но здесь есть, что называется, нюансы.

Буквально на днях глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что в современных условиях промышленность страны не должна рассчитывать на длинные кредиты от банковского сектора. Причина опять же понятна – военная операция, высокие риски. Но тут возникает вопрос, а зачем тогда нужна банковская система страны? Чтобы генерировать спекулятивную прибыль на коротких кредитах под валютные операции?

Если эти деньги не идут на кредитование промышленности России, то куда они идут? Правильно, на Московскую биржу, то есть работают на вывод капитала из страны в интересах узкой группы валютных игроков.

Можно только представить себе объем лоббистских «возможностей и ресурсов», которые игроки этого рынка используют для решения проблем своего бизнеса. Тут ни одному главе Центробанка или Минфина мало не покажется. Сломать такой рынок себе дороже будет.


Читайте также


Кир Стармер мечется между интересами экономики и демонстрацией патриотизма

Кир Стармер мечется между интересами экономики и демонстрацией патриотизма

Данила Моисеев

На увеличение военных расходов бюджетных денег может не хватить

0
2054
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин: Китай и Казахстан установили «уникальное вечное всеобъемлющее стратегическое партнерство»

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин: Китай и Казахстан установили «уникальное вечное всеобъемлющее стратегическое партнерство»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 08.07.24

0
4351
Константин Ремчуков. Банк России и госбанкиры vs предприниматели

Константин Ремчуков. Банк России и госбанкиры vs предприниматели

Константин Ремчуков

Снижение инфляции: ограничить спрос или расширить предложение?

0
5771
Рубль оказался крепче валют других развивающихся стран

Рубль оказался крепче валют других развивающихся стран

Анастасия Башкатова

Федеральный бюджет пока еще ориентируется на стоимость доллара

0
2695

Другие новости