0
253
Газета Неделя в обзоре Печатная версия

05.10.2025 18:01:00

Поток негативных экономических новостей становится все плотнее...

Некоторые заводы РФ будут работать не 4, а 5 дней в неделю

Тэги: экономика, кризисные процессы, жилстрой, грузоперевозки, гражданская промышленность, топливный кризис

Все статьи по теме "Санкционные войны и тарифные схватки"

Online-версия

экономика, кризисные процессы, жилстрой, грузоперевозки, гражданская промышленность, топливный кризис Фото Reuters

Первая неделя октября отличилась потоком новостей о тревожной ситуации в российской экономике в целом и о кризисных процессах в отдельных отраслях. За девять месяцев текущего года запуски строительства новых жилых домов упали на 16% по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщила в прошлую среду компания Дом.РФ. Продажи новых легковых машин в январе–сентябре 2025 года сократились на 22,4% по сравнению с прошлогодними показателями, объявило в прошлую пятницу агентство «Автостат». Погрузка грузов на сети железных дорог в РФ упала за три квартала этого года на 6,7%, доложила в среду компания «РЖД». Упали за девять месяцев перевозки угля, строительных грузов, нефти и нефтепродуктов, руды, черных металлов и других грузов.

Правительство РФ сообщило в начале недели, что продлило запрет на вывоз бензина за рубеж, а также ввело запрет на экспорт дизельного и судового топлива и прочих газойлей для непроизводителей этих видов топлива.

Оперативные данные о потребительских расходах показывают, что их прирост к аналогичной неделе прошлого года точно соответствует годовому показателю инфляции (8,1%). И это означает, что прирост потребительских расходов фактически отсутствует.

О тревожной ситуации в нашей экономике решаются публично говорить пока немногие. Нынешние процессы явно не соответствуют официально объявленной политике «управляемого охлаждения» или «управляемой мягкой посадке». Об этом в прошлый вторник заявил глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

«Управляемая мягкая посадка, она не сильно мягкая и не сильно управляемая», – сказал Шохин. Он напомнил, что в начале года власти исходили из того, что минимальный темп экономического роста будет не ниже 2%. И это те минимальные темпы, которые при управляемом сжатии экономики позволяют решать широкий круг задач обороны, безопасности, социальных обязательств, а также поддерживать экономическую и инвестиционную активность. Сегодня же по итогам года прирост ВВП будет объявлен в лучшем случае чуть выше 1%.

Для гражданской промышленности становится нормой сокращенная четырехдневная рабочая неделя с соответствующим снижением зарплат. А временный возврат заводов к пятидневной неделе в РФ уже является целым событием. Так, Горьковский автозавод, который с августа работает только четыре дня в неделю, объявил, что в октябре он вернулся к пятидневной рабочей неделе. «Временное замедление темпов падения производства стало возможным благодаря 20-процентной скидке, введенной на сентябрь Минпромторгом РФ для покупателей техники по льготному лизингу. Эта мера, действовавшая в течение одного месяца, позволила частично сократить накопленные запасы выпущенной продукции», – сообщил в пятницу завод.

В начале прошлой недели Минэкономразвития опубликовало новый прогноз на 2025-й и последующие годы, который заметно отличается в худшую сторону от аналогичных документов апреля 2025 года и сентября 2024 года. В ближайшие годы в РФ скорее всего продолжится политика охлаждения экономики с подавлением кредитования населения и реального сектора. Для населения правительство теперь обещает резкое замедление доходов, кратное снижение прироста зарплат, а также стагнацию торговли и потребления. Так, реальные доходы населения, которые, по официальной статистике, росли в 2023–2024 годах на 5–7%, замедлят свой прирост до 1,6% в консервативном сценарии или до 2,5% в базовом сценарии. Рост розничной торговли в следующем году практически остановится: он составит 0,3% в консервативном сценарии или 1,1% в базовом сценарии.

Инвестиции в основной капитал сократятся. Их падение составит 1,3% в консервативном сценарии или 0,5% в базовом сценарии для 2026 года. Экономический рост в РФ, который власти снизили до 1% в этом году, может сократиться еще больше – до 0,8% в консервативном сценарии. В базовом сценарии рост российского ВВП в следующем году может достичь 1,3%, что кратно ниже показателей 2023 и 2024 годов. Такое ухудшение основных параметров нашей экономики является осмысленной политикой властей РФ, подавляющих кредитование с помощью аномально высоких ставок, увеличение которых ЦБ начал еще в августе 2023 года. Минэкономразвития в сентябрьском прогнозе ожидает рост ВВП в 2025 году на уровне 1% (в апрельской версии прогноза было 2,5%), в 2026 году – 1,3% (ранее – 2,4%), в 2027 году – 2,8% (без изменений к предыдущему прогнозу), в 2028 году – 2,5% (ранее – 3%).

Кроме ухудшения макроэкономических перспектив в РФ продолжает развиваться топливный кризис. Глава Минэнерго РФ Сергей Цивилев пообещал разрешить проблемы с нехваткой топлива в Крыму до конца октября. А профильный вице-премьер Александр Новак сообщил в среду, что ситуация с дефицитом топлива в регионах решается в ручном режиме. Власти Крыма сократили объем продажи топлива на автозаправочных станциях до 20 л на руки, сообщил глава республики Сергей Аксенов в среду.

Дефицит бензина наблюдается во многих регионах страны. Так, 3–4 октября исчез бензин на некоторых заправках Алтайского края, а на других были зафиксированы большие очереди. Местные чиновники уже публично обвиняют в топливном кризисе российское население. «Всплеск покупательской активности привел к временному сокращению запасов топлива АИ-92 и АИ-95. На текущий момент надзорными органами во взаимодействии с предпринимателями организована работа по восполнению запасов топлива на АЗС с задействованием как логистических возможностей отдельных заправок, так и других известных сетей. Топливо для восполнения запасов прибывает в город», – сообщил Telegram-канал администрации Бийска Алтайского края.

В Курской области некоторые сети АЗС действительно испытывают сложности с обеспечением топливом, однако дефицит спровоцирован искусственным ажиотажем, объявил в прошлый четверг местный губернатор Александр Хинштейн.

Вместо собственного бензина на заправках в РФ появится импортное топливо, рассчитывают наши чиновники, которые готовят стимулирование импорта топлива из Китая и из других стран. Запретов на экспорт топлива из РФ сегодня будет уже недостаточно для насыщения внутреннего рынка, который столкнулся с дефицитом из-за ущерба инфраструктуре НПЗ, заявил эксперт по энергетике Кирилл Родионов. Он подтверждает, что российские власти уже готовы расширять ввоз топлива из других стран.  

«Первый шаг на этом пути уже сделан – Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) принял решение обнулить пошлины на ввоз автомобильного бензина, дизеля и некоторых других видов топлива из стран вне ЕАЭС до 30 июня 2026 года», – отмечает эксперт. По словам Родионова, «решение ЕЭК, которое было объявлено 30 сентября 2025 года, стоило принять еще в 2023 году, когда ущерб инфраструктуре НПЗ только начинал становиться реальностью». В долгосрочной же перспективе для преодоления кризиса нужны гарантии безопасности для НПЗ, отмена санкций на ввоз оборудования и резкое повышение нормативов биржевых продаж, которое позволит сдержать рост цен без использования субсидий, считает эксперт.



Читайте также


Отрасль жилстроя становится все более шаткой

Отрасль жилстроя становится все более шаткой

Анастасия Башкатова

Стимулы к ипотеке не застрахованы от пересмотра

0
3166
Константин Ремчуков. В КНР создали концепцию цивилизации, нацеленную на преодоление западного образца модернизации

Константин Ремчуков. В КНР создали концепцию цивилизации, нацеленную на преодоление западного образца модернизации

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 29.09.25

0
3172
Правительство предсказывает экономике три тяжелых года

Правительство предсказывает экономике три тяжелых года

Михаил Сергеев

Рост сократится в несколько раз, а инвестиции в основной капитал станут отрицательными

0
5361
Зарплатное торможение будет резким

Зарплатное торможение будет резким

Анастасия Башкатова

Предприятия уже сокращают издержки на персонал

0
3203

Другие новости