Министр обороны Великобритании Джон Хили хочет поднять боевой дух военнослужащих, присутствуя на учениях. Фото Reuters
Министр обороны Британии Джон Хили на борту авианосца Prince of Wales в порту Австралии заявил, что его страна будет готова встать грудью за Тайвань, если Пекин применит против него силу. Этот пассаж произвел фурор в прессе. Ведь президент США Дональд Трамп, говоривший о возможной поездке в КНР, таких обещаний Тайбэю не давал. Он не повторял слов его предшественника Джозефа Байдена, который иногда толковал о потенциальной возможности дать отпор Китаю, но в целом сохранял позу двусмысленности. На этом фоне столь решительное выступление Хили выглядит как попытка Лондона напомнить миру о том, что Британия остается великой державой.
США регулярно направляют в Южно-Китайское море и в Тайваньский пролив свои военные корабли под предлогом обеспечения свободы судоходства. Иногда такие же рейды совершали корабли союзных Америке стран.
Но Хили, как пишет британская The Telegraph, сделал самое внушительное заявление в поддержку Тайваня по сравнению с другими политиками из государств, входящих вместе с Британией в военные блоки. Ведь на авианосце, пришвартовавшемся в порту города Дарвин, присутствовал Ричард Марлз, заместитель премьер-министра Австралии, который на эту острую тему не высказывался. Более того, глава правительства Австралии Энтони Альбанезе занял гораздо более осторожную позицию. Он на прошлой неделе отказался отвечать на вопросы репортеров, спрашивавших, готова ли Австралия вмешаться в конфликт из-за Тайваня. То есть Лондон, как говорят китайцы, решил идти острием против острия.
Сам Хили аргументировал свой воинственный подход к эскалации со стороны Китая следующим образом: «Мы с Австралией воевали в прошлом вместе, и если придется, будем снова воевать вместе. Мы совместно проводим военные учения, и это позволяет нам дать более эффективный ответ агрессору».
Авианосная группа во главе с кораблем Prince of Wales с истребителями F-35 на борту совершила плавание в Тихий океан к порту на северном побережье Австралии впервые с 1997 года, то есть с того времени, когда Гонконг был официально возвращен Китаю. Далее эта группа направится в Японию, а оттуда, вероятно, – в Тайваньский пролив, сообщает корреспондент The Telegraph, который находился на авианосце. Так что Британия намерена напомнить миру, что она когда-то была владычицей морей.
Британское правительство ранее отказывалось говорить, вмешается ли оно в конфликт вокруг Тайваня. Но британские ВМС держат два патрульных корабля близ пролива. Что касается других государств, союзных с США или нейтральных, то они следуют политике США, не высказываясь ясно или уклоняясь от заявлений по поводу возможного конфликта вокруг Тайваня.
Впрочем, хотят того в Вашингтоне и Лондоне или нет, проблема Тайваня их затрагивает самым непосредственным образом. Во-первых, потому что сам председатель КНР Си Цзиньпин говорил, что не исключает применения силы в случае, если Тайвань провозгласит независимость. То есть война возможна.
Во-вторых, Британия, как и Австралия и Америка, состоит в военном блоке AUKUS. Если рассматривать текст этого соглашения между тремя сторонами, то становится очевидным, что никто из них не может уклониться от участия в региональном конфликте, в который втянута одна из сторон. Особенно Британия, самый близкий исторически союзник Америки. Между тем Вашингтон по закону обязан помогать Тайваню укреплять обороноспособность. На Тайване находятся американские военные советники, Вашингтон поставляет острову вооружения. В Пентагоне изучают сценарии, как может происходить вооруженный конфликт с Китаем. Стало быть, Хили вовсе не наговорил сгоряча чего-то лишнего. Его слова отразили политику Лондона.
Естественно, откровения Хили не остались незамеченными в Пекине. Газета The Global Times пишет: «Тайваньский пролив – это вовсе не экран, на котором проецируется британская ностальгия по империи. Выступление британского министра обороны показывает желание некоторых политиков расширить военное присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В то же время сообщалось, что США требуют от своих партнеров в регионе, таких как Япония и Австралия, чтобы они ясно сказали, будут ли участвовать в обороне Тайваня. В этом плане выступление Хили – свидетельство стремления Лондона подтвердить, что он самый верный союзник Вашингтона».