Cирийская армия, сформированная из членов бывших антиправительственных группировок, нуждается в серьезном укреплении дисциплины и усилении боевого потенциала. Фото Reuters
Турция и Сирия заключили военное соглашение, которое предполагает, что Анкара окажет своему южному соседу помощь в реорганизации армии, а также предоставит ему системы вооружений нового образца. Как дали понять 14 августа в Минобороны Турции, переходному правительству хотят комплексно помочь в укреплении наступательных возможностей.
На брифинге в Минобороны Турции 14 августа рассказали о заключенном накануне между Анкарой и Дамаском соглашении в оборонной сфере. «Целью меморандума является координация, планирование военной подготовки и сотрудничества, предоставление консультаций, обмен информацией и опытом, обеспечение закупок военной техники, систем вооружения, технических средств и сопутствующих услуг», – отметили в военном ведомстве республики.
Отдельно в Анкаре указали на то, что сирийская армия, сформированная из членов бывших антиправительственных группировок, нуждается в серьезной реструктуризации, и обратили внимание на их недостатки в дисциплине, военной подготовке и боевом потенциале.
Документ между Анкарой и Дамаском был подписан накануне, 13 августа, по итогам визита высокопоставленной сирийской делегации в турецкую столицу. Тогда сообщалось, что соглашение рассчитано на регулярный обмен опытом между военным персоналом для укрепления сотрудничества в сфере обороны, обучения специальным навыкам, а также реализации ряда программ в области борьбы с терроризмом, разминирования, киберзащиты, военной инженерии, логистики и миротворческих операций. Как сообщали арабские СМИ, меморандум стал результатом многомесячных переговоров между двумя странами по более широкому пакту о военном сотрудничестве, обсуждение которого началось после краха правительства Башара Асада.
Нынешнее военное соглашение было заключено в важный для Дамаска момент. Как рассказали порталу The National источники, администрация президента США оказывает на сирийские власти давление с призывом очистить армию от боевиков с джихадистским прошлым, чтобы предотвратить столкновения на этноконфессиональной почве, которые продолжают происходить в разных частях Сирии. Вместе с тем от Дамаска ждут назначения в правительство министров-технократов. В качестве стимула, рассказывают источники The National, американская сторона пообещала сколотить коалицию международных доноров, чтобы аккумулировать средства на реконструкцию сирийской инфраструктуры, разрушенной многолетним гражданским конфликтом.
В США считают, что нахождение откровенно джихадистских элементов в новой сирийской армии – это фактор того, что провинции страны, до сих пор существующие обособленно (южные районы с друзским меньшинством и северо-восток, подконтрольный курдским формированиям), теряют желание интегрироваться в единые государственные институты. Ни курды, ни друзы до сих пор так и не пришли к единому мнению по поводу того, стоит ли играть по правилам Дамаска. В этой ситуации сепаратистские тенденции в республике продолжат нарастать, а само государство, сформированное после стремительного бегства Асада и его армии, уничтожится само собой, рассказывают собеседники The National о настроениях среди американских официальных лиц.
Под большим вопросом остается то, какой вид нынешней сирийской армии придаст турецкая помощь.
Как обратил внимание в разговоре с «НГ» эксперт по Ближнему Востоку Антон Мардасов, кооперация новых властей Сирии и Турции выглядит логично, учитывая ту поддержку, которая Анкара в прошлом оказывала антиправительственным группировкам, но в их отношениях не все так прозрачно и гладко. «Дамаск, учитывая прежний токсичный для суннитских монархий и Запада опыт сирийско-иранских отношений, пытается уйти от прямой зависимости, связанной с одним актором, и скорее всего выстроить систему диверсифицированных связей, – допустил эксперт. – Недавний визит глав МИД и Минобороны Сирии в Москву – это попытка не только перезапустить худо-бедно сохраняющиеся договоренности, но и балансировать между интересами разных стран».
Как пояснил Мардасов, Израиль и ряд стран Персидского залива выступают за сохранение российских объектов в Сирии как раз в пику Турции, потому что они понимают: Анкара хотела бы сделать из сирийской территории свой передовой пункт обороны, как в свое время это делал Иран. «Не случайно Анкара смогла продавить нынешнее соглашение как раз после нашумевшего визита сирийской делегации в Россию, чтобы продемонстрировать свою ведущую роль на этом треке вопреки желаниям в регионе, – предположил собеседник «НГ». – С другой стороны, у Дамаска не так много альтернатив, чтобы дистанцироваться от Анкары или просто делать вид, что он хочет дистанцироваться». В этой ситуации, по словам эксперта, напрашивается аналогия отношений режима Асада с Ираном, которые мешали развитию отношений Дамаска с монархиями Залива.
«В общем, нынешний режим в Сирии так или иначе оказывается в ситуации, когда он вынужден решать проблемы, с которыми сталкивался прежний режим, и речь не только про внешнюю политику, но и экономику с вынужденной опорой только на крупные города и прочее, – указал Мардасов. – Тем не менее если страны Залива намерены реализовать намеченные инфраструктурные проекты, то, возможно, это поможет формированию некоего баланса, связанного хотя бы с интересами внешних региональных акторов».