Фото Reuters
Южный переходный совет (ЮПС) Йемена, обладающий поддержкой Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), объявил о наступлении на восточную провинцию Хадрамаут, которая в значительной части контролируется близкими к Саудовской Аравии племенными отрядами. В ЮПС заявили, что хотят пресечь на территории Хадрамаута деятельность террористических формирований и предотвратить восстание. Активизация боевых действий выглядит как попытка Эмиратов расширить свое влияние на этой арене в противовес Саудовской Аравии.
ЮПС, частично контролирующий юг Йемена и с 2017 года борющийся за его отделение, объявил об операции «Многообещающее будущее». «Исчерпаны все варианты, предложенные в последние годы для восстановления стабильности в Хадрамаутской долине», – говорится в заявлении ЮПС.
«Некоторые ее районы превратились в площадку для контрабандных операций, приносящих пользу террористам-хуситам, и в рассадники деятельности таких экстремистских организаций, как «Исламское государство» (признано в РФ террористическим и запрещено. – «НГ») и «Аль-Каида» (признана в РФ террористической и запрещена. – «НГ»)», – утверждают южане.
Хадрамаут занимает около трети территории Йемена и содержит 80% всех запасов нефти, которыми располагает страна. После того как в республике в 2014 году обострился гражданский конфликт, главными сторонами которого стали хуситы и поддерживаемое Саудовской Аравией центральное правительство, провинция долгое время находилась под контролем аравийского отделения «Аль-Каиды». В апреле 2016 года международно признанное правительство заявило о вытеснении радикалов из Хадрамаута при помощи коалиции арабских стран. Несмотря на то что провинция входит в зону ответственности центральных властей, там действует «Альянс племен Хадрамаута» – сплав парамилитарных формирований, некогда поддерживавший правительство.
Как заявляют в ЮПС, «Альянс племен Хадрамаута» во главе с лидером Амром бин Хабрешом готовил восстание, которое угрожало безопасности региона. Амр бин Хабреш действительно в последнее время настаивал на увеличении политической субъектности Хадрамаута и намекал на то, что международно признанное правительство должно справедливо распределять между регионами доходы, полученные от продажи нефти. «Жители Хадрамаута требуют, чтобы Хадрамаут находился в числе политических сил, участвующих в принятии решений в стране, – говорил племенной лидер в мартовском интервью New Lines. – Мы стремимся остановить растрату нефтяных и минеральных богатств, в то время как государство пребывает в параличе».
В августе 2024 года «Альянс племен Хадрамаута» установил в некоторых районах провинции свои военные контрольно-пропускные пункты и попытался заблокировать поставки топлива в Аден – временную столицу, где сейчас базируется центральное правительство. В феврале 2025 года Амр бин Хабреш повторил попытку топливной блокады. А на минувшей неделе племенные формирования и вовсе попытались взять под свой контроль нефтяные месторождения Хадрамаута, что стало спусковым крючком для активизации ЮПС, которые также нуждаются в ресурсах для продолжения своего военного и политического проекта.
ЮПС, который до настоящего момента контролировал только некоторые районы Хадрамаута, назвал активизацию племенных формирований угрозой и пообещал действовать. Со своей стороны «Альянс племен Хадрамаута» повысил уровень боевой готовности и пригрозил распространить свой контроль на все районы провинции, добавив, что «любое иностранное или неместное военное присутствие в Хадрамауте» будет рассматриваться как оккупация. Отдельно племенные лидеры обратились с просьбой вмешаться к Саудовской Аравии – стране, которая в силу межплеменных связей рассматривает Хадрамаут как традиционную зону своего политического влияния.
После начала наступления южане достигли крупнейшего города Хадрамаута – Сайун. В ходе боевых действий они наносят удары не только по племенным формированиям, но и по армии центрального правительства. 4 декабря связанные с ЮПС платформы сообщили о выходе сепаратистов к крупнейшим месторождениям на территории провинции.
«Мы преследуем цель взять под контроль весь Хадрамаут», – поделился в разговоре с изданием The National представитель ЮПС. Однако, как предполагают аналитики, опрошенные The New York Times, операция «Многообещающее будущее» может выйти далеко за пределы провинции и коснуться других районов, в том числе аль-Махры – второй по площади провинции Йемена. Аль-Махра граничит с Оманом и является последним крупным районом на юге страны, неподконтрольным ЮПС. Таким образом, по словам экспертов, Эмираты пытаются укрепить свои позиции в республике в противовес Саудовской Аравии.
Источники проиранского издания «Аль-Ахбар», близкие к «Альянсу племен Хадрамаута», утверждают, что, по текущим разведывательным данным, Эмираты пытаются взять под свой контроль все нефтяные месторождения Хадрамаута и стратегически важные дороги, ведущие к границе с Саудовской Аравией. Это может не только усугубить разделение страны по линии «север-юг», но и обострить борьбу между двумя странами Персидского залива, и без того конкурирующим за региональное влияние.
Что касается хуситов, то они в случае захвата Хадрамаута могут лишиться сухопутных маршрутов в Оман, через которые, как принято считать, им доставляется часть иранского вооружения. Однако их вряд ли серьезно расстроит усилившаяся борьба между их соперниками.

