0
590
Газета Акцент Печатная версия

27.01.2006

О ножках и башмачках

Тэги: габт, балет, премьера


габт, балет, премьера Новая постановка обещает быть трепетной и шаловливой.
Фото Дамира Юсупова (Большой театр)

2.02. Премьера балета «Золушка». Большой театр.

В 1990 году на открытии фестиваля «Сергей Прокофьев и новая советская музыка в Германии» выступал Альфред Шнитке. Эти несколько страниц речи Шнитке – что бы ни писали с тех пор о Прокофьеве – всегда будут оставаться в числе самых точных и пронзительных. По словам Шнитке, начало XX века обещало надежный исторический маршрут, исходным пунктом которого были оптимизм, эйфория, вызванная скорыми поездами, автомобилями, радио и так далее, – а все прочее долго воспринималось как трагическое недоразумение. Приняв это во внимание, иначе воспринимаешь дивную «Золушку», которую Прокофьев писал во время войны и в которой нет об этой войне ни одного звука. Премьера балета прошла в 1946 году почти одновременно в Большом и Мариинском, и время от времени то там, то здесь сообщают о новых постановках.

Вот что забавно: в 2002 году в Мариинке «Золушку» поставил Алексей Ратманский (нынешний руководитель балетной труппы Большого театра), а этой зимой на премьере в Большом будет танцевать бывшая прима Мариинки Светлана Захарова. Кроме нее, роль Золушки репетируют Екатерина Шипулина и Анастасия Яценко; принцы – Дмитрий Белоголовцев, Дмитрий Гуданов, Сергей Филин.

До чего же, однако, богатая биография у этой сказки! В словаре Брокгауза и Ефрона можно прочитать, что похожий сюжет записан еще на египетских папирусах; а, скажем, американские сайты, озабоченные образованием юношества, советуют сравнить «Золушку» Шарля Перро с китайской новеллой «Е Шень», появившейся во времена династии Тан. Как одна из ранних версий «Золушки» «Е Шень» упоминается и в англоязычных энциклопедиях.

На Востоке полагают, что чем меньше женская ножка, тем она красивее. «Женская ножка должна быть такой маленькой, чтобы ее можно было покрыть одним поцелуем», – считают японцы. Е Шень носила самые маленькие туфельки, и Принц нашел ее по башмачку┘

Но во времена Д’Артаньяна и его младшего современника Шарля Перро в Европе вряд ли знали китайские новеллы, а сказки умели сочинять сами. Правда, сам Перро не особенно стремился к славе сказочника – были у него дела поважнее: например, как инспектор по строительству, он наблюдал за работами в Лувре, Тюильри и Версале. А когда ситуация позволила, сконцентрировался на литературной полемике. Сказки Перро сначала вообще вышли анонимно (в 1697 году) – под редакцией его сына Пьера Дарнанкура, но их автор все равно запомнился человечеству прежде всего как сказочник.

История о падчерице-принцессе именно с тех пор стала широко известна, и ей довелось участвовать в самых восхитительных событиях. Например, в 1899 году эту сказку снял на пленку блистательный режиссер, выдумщик и изобретатель Жорж Мельес, незадолго до того построивший первую в мире киностудию. Впрочем, похоже, ему на роду было написано снять фильм о Золушке: ведь не случайно его отец работал на обувной фабрике┘

Сюжет о ножках и башмачках не мог не попасть к танцовщикам: трудно найти более «балетную» сказку. Постановка, которая ждет нас в феврале, обещает быть и трепетной, и шаловливой: достаточно прочесть обаятельный сценарий Юрия Борисова, чтобы предположить именно такую режиссуру. Среди действующих лиц есть Чашки, Ложки и Чайник, четверо танцоров репетируют роль Метлы, целая стая воронов готовится каркать под руку Сказочнику и его героям. Более того, на сцене будут Японка, Китаянка и звезда немого кино по прозвищу Голубой Ангел – а это загадочным, хотя скорее всего случайным образом перекликается с историей самой сказки, ее восточными родственницами и ранним попаданием на экран.

Юрий Борисов – не только режиссер, но и автор разнообразных статей, эссе и, например, замечательной книги «По направлению к Рихтеру». С ним работает балетмейстер Юрий Посохов, в прошлом ведущий солист Большого театра, а теперь известный хореограф, в основном сотрудничающий с Балетом Сан-Франциско.

Дирижировать будет Александр Ведерников; за декорации и костюмы отвечают приглашенные знаменитости: Ханс Дитер Шааль (который вообще занимается архитектурными проектами) и Сандра Вудл (она, правда, все мечтает оставить дизайн и предаться поискам своего художественного стиля, но от заказов на костюмы просто отбоя нет).

Таким образом, над премьерой трудится много талантливых умов, и это может привести к очень интересному результату.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


ГАБТ представляет последнюю балетную премьеру 243-го сезона

ГАБТ представляет последнюю балетную премьеру 243-го сезона

0
604
Современная хореография пришла в Черноземье

Современная хореография пришла в Черноземье

Наталия Звенигородская

В Воронежском театре оперы и балета впервые прошел фестиваль «RE:Форма танца»

0
1008
Кто соблазнил Вирджинию Вулф

Кто соблазнил Вирджинию Вулф

Наталия Григорьева

В прокат выходит биографическая костюмная мелодрама о любви писательницы и аристократки

0
2281
Балет без саспенса, без хоррора

Балет без саспенса, без хоррора

Наталия Звенигородская

Притча Андерсена в The Mother волею Артура Питы превратилась в ужастик средней руки

0
1326

Другие новости

Загрузка...
24smi.org