0
1016
Газета Антиквариат Интернет-версия

01.06.2007 00:00:00

Живущий в облаках

Тэги: полтимор, сотбис, москва


полтимор, сотбис, москва Искусство – моя любовь и образ жизни.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Лорд Марк Полтимор работает в области антиквариата почти всю жизнь, а последние несколько лет курирует русское направление Сотбис и регулярно приезжает в Россию. В связи с открытием представительства Сотбис в Москве лорд Полтимор в очередной раз посетил столицу и согласился ответить на наши вопросы.

– Сэр Полтимор, известно, что люди, профессионально занимающиеся искусством, просто не могут оставаться равнодушными к красивым вещам. Собираете ли вы что-нибудь?

– У меня не очень серьезная коллекция, но, конечно, я подсобрал кое-что с 18 до моих почти уже 50 лет. Мы с женой стараемся приобрести что-то каждый год. Моя коллекция очень эклектична, я не специализируюсь на чем-то одном, скажем, на портретах или русских художниках. Я покупаю немного русских, немного французов, всего по чуть-чуть. Правда, все зависит и от моего кошелька. Кроме того, мой дедушка – швед, и я люблю шведское искусство. Я думаю, что человеку приятно покупать произведения искусства, с которыми он имеет какую-то связь, будь то его корни, или любимый город, или место, где ты хорошо провел отпуск. Всегда должен быть какой-то мостик между тобой и искусством.

– Вы уже несколько лет плотно занимаетесь русским искусством. Наверняка за это время сложились личные предпочтения.

– Обожаю Малевича, потому что это гигант. В России его очень хорошо знают, а на Западе он недооценен. Если бы у меня были деньги, я бы обязательно приобрел картины этого потрясающего художника.

– А какие еще русские художники популярны на Западе?

– Айвазовский, великий маринист, Бакст из-за своих театральных работ, очень популярны Репин, Шишкин. В основном классические произведения и художники, потому что искусство начала XX века нам недостаточно известно, оно в большинстве своем находится в ваших музеях. Мы очень любим этот период искусства – Кандинский, Шагал, Явленский. Русский авангард, может быть очень востребован на Западе, если бы мы могли его видеть в большем количестве.

– А что предпочитаете из европейского искусства?

– Как и у всех людей, мои вкусы меняются со временем. Сейчас меня привлекает искусство XX века, то, что называется modern and contemporary art. Мне нравится искусство, которое бросает вызов, искусство-приключение. Пикассо, Мондриан, скульптуры Бранкузи. Еще, конечно, очень зависит от настроения. Иногда хочется посмотреть на Уорхола, а иногда думаешь – нет, это совсем не то. Это как с музыкой: когда у тебя плохое настроение, хочется чего-то яркого и поднимающего эмоции, а иногда хочется это настроение поддержать. Все зависит. Я очень люблю ходить на выставки. Например, сейчас мне нравится Поллак, но еще какое-то время назад я совершенно ничего о нем не знал. А пришел на выставку, и она прекрасно раскрыла для меня его творчество. К тому же я был с другом, который хорошо знает работы Поллака, он мне многое пояснил. Думаю, это очень важно, когда тебе объясняют и помогают открыть что-то, что ты не всегда можешь увидеть сам. Или, например, невероятный Ротко – замечательная работа, размер, колорит, качество, и вот она продается в Нью-Йорке за 72 миллиона долларов. Это прекрасно.

– Так что же вам нравится больше – современное или все-таки старое искусство?

– Боюсь, что мне нравится и то и другое, в этом вся сложность. В современном искусстве я люблю шок, когда кто-то говорит, что это отвратительно, а кто-то – что прекрасно. Художники всегда любили шокировать публику. Когда была написаны «Бурлаки» Репина, критики ругали работу и говорили, что это уродство. А это было политическое заявление, надо было показать, что люди в России по-прежнему несвободны, и уродство было заключено в том, что изображались страдающие лица. Это удивительно, когда в Лондоне вы выходите из галереи Тейт, вы еще долго можете слышать в переулках, как говорят об искусстве. Я думаю, это очень хорошо, потому что не просто «пришел–посмотрел», а увиденное рождает размышления. Почему был написан «Черный квадрат»? Почему вообще люди пишут красками? Коллекционеры сейчас стали моложе по возрасту, и они предпочитают покупать, конечно, не то, что покупали их родители. Поэтому мне кажется, что рынок современного искусства будет очень развиваться в ближайшие 10–15 лет. Большая проблема Москвы и России, что у вас нет хорошего музея современного искусства, международного, на уровне.

– Но есть частные коллекции. Существует мнение, что серьезные частные собрания вообще когда-то смогут заменить и вытеснить музеи.

– О нет, я надеюсь, что музеи будут существовать вечно, ведь частные коллекции всегда остаются частными, а музеи объединяют, они открыты для всех. Невозможно себе представить, чтобы закрылись Русский музей или Третьяковская галерея. Это часть вашей культуры, часть души. Невозможно себе представить их отсутствие. В Абу-Даби, в Арабских Эмиратах, в тесном сотрудничестве с нью-йоркским Музеем Гугенхайма и Лувром сейчас строят музей, в который вкладывают миллионы долларов, и они там надеются, что если лучше узнают нашу культуру, а мы лучше узнаем их, то будет больше мира на земле. И я поддерживаю их.

– Всем известно, что самый большой конкурент Сотбис на рынке – это аукционный дом Кристис. Как взаимодействуют два британских гиганта?

– Да, это постоянная борьба и конкуренция. У нас никогда не бывает общих дел, мы не можем работать вместе. Во-первых, это запрещено законом. А во-вторых, это два совершенно разных подхода к бизнесу, даже разные философии. Сотбис – американская открытая акционерная компания, Кристис – частная французская. В начале своей карьеры, как вам, наверное, известно, я проработал 23 года в Кристис, потом занимался собственным бизнесом и теперь вернулся в мир антиквариата, но уже в Сотбис. Мы абсолютно независимы, ни с какими другими европейскими аукционными домами мы также не взаимодействуем. Хотя в Южной Африке есть у нас сейчас контакты, но это очень слабые связи, а так мы сами по себе. При этом с гордостью могу сказать, что на русском рынке Сотбис занимает сейчас первое место, у нас 75 процентов.

– Во многом благодаря аукционам огромное количество русского искусства сейчас активно возвращается на родину. Не приведет ли это к тому, что русское искусство совсем не будут знать за пределами страны?

– Я не думаю, что это большая проблема. Наоборот, благодаря публичным торгам можно видеть произведения, которые не выставлялись много лет. У нас много выставок, издаются каталоги, которые остаются на много лет. Рынок открыт, и огромные вливания наличных денег дают возможность лучше узнавать русское искусство. И вообще сейчас все русское очень популярно, и, когда звучит призыв, что там что-то русское, люди на это бегут, все русское сейчас очень сексуально. В Лондоне живут 5 миллионов русских. Это фантастика! Русские магазины, русские газеты. Мы любим русских!

– Тогда мы можем надеяться, что исчезли давние стереотипы – водка, медведи┘

– Конечно, нет. Мы обожаем обобщать. Да и русские наверняка думают, что все англичане ходят задрав нос кверху и живут в замках. Но сейчас мы лучше знаем друг друга, и процесс «покупать–продавать» очень этому помогает. Хотя всегда есть легкий культурный шок, но к нему быстро привыкаешь. И именно поэтому Сотбис теперь в России: мы решили, что это возможно.

– В связи с открытием представительства вы, наверное, следите за событиями в России, за ее политикой, экономикой.

– Нет, нет, я не люблю политику, я вообще не люблю ничего экстремального. Будь то английская, китайская или русская политика. Конечно, я читаю газеты, но все равно понимаю, что моя любовь – это искусство. Я живу в некотором роде в облаках. Это мой образ жизни.

– При этом у вас огромные знания и опыт. Передаете ли вы их кому-нибудь?

– В Сотбис мы постоянно, каждый день обучаем молодых. Лекции, курсы. Нужно подтягивать молодое поколение на благо компании, на благо нашего общего дела. И еще, конечно, учу моих детей.

– Они тоже связаны с антиквариатом?

– Мой старший сын связан с бизнес-менеджментом, а еще увлекается современной музыкой. Он диджей и надеется вполне серьезно этим заняться, что меня очень беспокоит. А вот средний сын как раз изучает в университете историю искусства, и я надеюсь, он продолжит мое дело. Младшая дочь пока в школе, но она увлекается фотографией и тоже, возможно, выйдет на эту дорожку, но пусть она выбирает то, что хочет сама. Кроме того, мои дети очень музыкальны, дочь играет на барабанах, сыновья – на гитарах. Очень много шума! Хотя, если честно, я обожаю британскую рок-музыку.

– Первого июня Москва отмечает Международный день детей. А есть ли у Сотбис какие-то специальные мероприятия?

– О, я ничего не знал об этом, и Сотбис не празднует этот день в Британии. Но в течение года у нас очень много мероприятий для детей, и мы стараемся так организовывать аукционы, чтобы больше средств шло на благотворительность. Например, в июне в Лондоне будет большой аукцион современного искусства специально для детей, а в прошлом году я сам провел несколько благотворительных аукционов в Москве.

– В нашей столице вы уже не первый раз. Нравится ли вам Москва?

– Я люблю Москву. Прекрасный город, благородные люди, отличное место для работы. Как вы видите по моим глазам, мы здесь замечательно проводим время, получаем очень много приглашений на различные вечера. Но, к сожалению, остается мало времени, чтобы успеть посмотреть достопримечательности. Конечно, я видел Кремль и пешком прогуливаюсь до Красной площади, чтобы прочувствовать дух Москвы. Еще я был в Петербурге, но на этот момент все богатства сосредоточены в этих двух городах, поэтому мои деловые поездки ограничиваются ими. Я бы хотел посетить Украину и, может быть, Казахстан.

– В заключение почти философский вопрос. Говорят, что красота спасет мир. А что должны делать люди, чтобы помочь красоте спасти мир?

– Я думаю, люди должны быть добрее друг к другу, более терпимыми. Относись к другим так, как хочешь, чтоб другие относились к тебе. И это и есть красота.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
992
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1342
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1020
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
847

Другие новости