Донателло. Мадонна Сан Феличе. 1450–1460.
Фото из каталога Sotheby’s
Старые мастера – традиционный раздел аукционных гигантов Sotheby’s и Christie’s. Несмотря на то что по общему обороту и количеству громких продаж он сильно уступает другим разделам (например, импрессионистам или искусству XX века), старые мастера всегда любимы и востребованны. Доходность аукционов этого раздела постоянно растет, и для первых крупных торгов нового года, которые состоялись в Нью-Йорке на прошлой неделе, Sotheby’s и Christie’s выбрали именно старых мастеров. Торги в США имеют свою специфику: произведения старых мастеров, которые часто старше самой страны, – элемент привнесенный. Найти в Америке шедевры непросто, везти из Европы не имеет смысла – их с успехом можно продавать в Лондоне или Амстердаме. Неудивительно, что под многими лотами встречается комментарий – единственный экземпляр в американских частных собраниях.
На январских торгах аукционный дом Sotheby’s выставил и графику, и живопись, Christie’s ограничился только рисунками старых мастеров.
Событием аукциона графики Sotheby’s стала коллекция итальянских рисунков Джеффри Горвица. Американский коллекционер (которого чаще называют инвестором) методично в течение нескольких лет собирал одну из самых обширных коллекций старого рисунка в США, отдавая предпочтение рисунку французскому и итальянскому. Теперь итальянская часть собрания пошла с молотка. Из сотни рисунков XVI–XIX веков, выставленных на торги, было продано около 60. Общая сумма составила почти 5 млн. долл.
Самым дорогим лотом стал двусторонний лист Агостино Караччи, изображающий на одной стороне святого Иеронима, на другой – с наброском сидящей женской фигуры. Лист был оценен в 70–100 тыс. долл. и куплен за 385 тыс. долл. Представитель знаменитой семьи болонских живописцев XVI века был одним из лучших графиков своего времени, хотя и уступал по знаменитости своему брату Аннибале, работы которого также были представлены на торгах.
Рисунок итальянского художника XVI века Лелио Орси «Аполлон, управляющий солнечной колесницей» – один из эскизов росписи городской башни в итальянском Реджио-Эмилия, где жил художник. Фрески были утрачены, а главный из сохранившихся эскизов продан за 375 тыс. долл. На торги были выставлены также 11 рисунков Тьеполо, самый дорогой из которых – «Кентавр, играющий с тремя Пульчинеллами» (265 тыс. долл.).
В основной сессии торгов рисунками старых мастеров главным и заметно отличающимся по цене лотом стал двусторонний лист Фра Барталоммео, одного из ведущих представителей флорентийской школы живописи конца XV – начала XVI века. Эскиз, изображающий мужскую и женскую головы в разных ракурсах, был выполнен специально для поздней живописной работы мастера «Мадонна дела Мизерикордия», хранящейся в музее города Лука. При оценке в 800 тыс. – 1,2 млн. долл. лист куплен за 1,9 млн. долл.
Помимо рисунков Sotheby’s продавал живопись и скульптуру старых мастеров. Один из главных лотов торгов – редкая и очень значимая средневековая статуя святой Катерины. Ее автор – немецкий скульптор Тильман Рименшнейдер, работавший на рубеже XV и XVI веков, когда позднеготическая стилистика и иконография соединяются с элементами искусства Ренессанса. Рименшнейдер работал преимущественно с липой, из которой сделана и метровая скульптура святой Катерины, датированная 1505 годом. Это одна из двух работ Рименшнейдера, находящихся в американских частных собраниях. При эстимейте 4–6 млн. долл. скульптура была куплена за 6 млн. 313 тыс. долл.
За 5 млн. 641 тыс. долл. неизвестный покупатель приобрел по телефону терракотовый рельеф работы Донато ди Никколо ди Бетто Барди, знаменитого Донателло (первоначально оценен в 2–4 млн. долл.) Это максимальная цена, уплаченная когда-либо на торгах за работы прославленного скульптора итальянского Возрождения. Рельеф с росписью и позолотой изображает Мадонну с младенцем и, по мнению экспертов, был создан в период с 1450 по 1460 год специально для церкви Сан Феличе ин Пьяцца во Флоренции, куда Донателло вернулся после длительного пребывания в Падуе.
Две работы Лукаса Кранаха Младшего значительно превзошли ожидания экспертов. «Портрет молодой женщины с виноградом и яблоками» первоначально оценили в 1,5–2 млн. долл., в итоге он был куплен американским коллекционером за 5 млн. долл. Другая работа «Филлис и Аристотель», рассказывающая легенду о знаменитом древнегреческом философе и прекрасной девушке, была продана чуть выше верхнего эстимейта за 4 млн. долл.
Успешной продажи ожидали от полотна «Кающаяся Магдалина» Тициана – одной из трех известных копий знаменитой работы (две другие хранятся в Эрмитаже и флорентийской Палатине). Изначально полотно было написано для испанского короля Филиппа II, но потом продано одному итальянскому магнату за огромную сумму – 100 золотых дукатов. Ныне же работа особого ажиотажа не вызвала и была куплена по нижней границе эстимейта за 4 млн. долл.
Аукционный дом Christie’s провел только аукцион рисунков старых мастеров, на котором, как и ожидалось, самым дорогим лотом стал «Урок вязания» Франсуа Милле, одного из основателей барбизонской школы французского реализма. Главная в творчестве Милле тема крестьянской жизни здесь предстает в виде камерной домашней сцены, выполненной в манере голландских художников. Рисунок, не раз опубликованный и участвовавший в многочисленных выставках, был куплен в рамках эстимейта за 529 тыс. долл. европейским коллекционером.
Франсуа Буше. Обнаженная. 1751. Фото из каталога Chrisite’s |
«Сидящая обнаженная» Франсуа Буше, художника французского рококо, была продана за 361 тыс. долл. и стала второй по стоимости на торгах Christie’s. Рисунок напоминает многочисленные изображения Венеры, но вероятнее всего связан с полотном, хранящимся в Национальной галерее в Вашингтоне. Подобный рисунок есть и в коллекции петербургского Эрмитажа.
Заметно подорожали в ходе аукциона рисунки испанских художников. Так, небольшой рисунок Бартоломе Эстебана Мурильо «Святое семейство» был оценен в 30–50 тыс. долл., а продан за 277 тыс. долл. Цена рисунка Хусепе Рибера, выполненного в быстрой манере и запечатлевшего мать с ребенком, возросла с 50–70 тыс. долл. до 181 тыс. долл.