0
1009
Газета Антиквариат Интернет-версия

24.10.2008 00:00:00

Кризисная коллекция

Тэги: цдх, антиквариат, салон, кризис


В Центральном доме художника открылся Российский антикварный салон, так или иначе отразивший вопросы ближайшего будущего рынка старого искусства в России. Салон 25-й, юбилейный, правда, за эти дни не раз приходилось слышать грустно-шутливую присказку «25-й, последний». Прежде всего потому, что очень скоро важнейшее мероприятие российских продавцов антиквариата может потерять свою площадку. Недавно у Василия Бычкова, директора компании «Экспопарк», который организует Российский антикварный салон и еще несколько крупных и успешных выставок, был юбилей, по случаю чего собралось шумное гулянье на Рублевке. Как повествуют очевидцы, на мероприятии преобладали тосты не столько за здоровье именинника, сколько за здоровье Центрального дома художника.

Напомним, что информация о сносе ЦДХ появилась еще в марте этого года в связи с презентацией проекта «Апельсин» компании «Интеко», вызвавшего ожесточенные споры. Летом стало очевидно, что власти всерьез взялись за освоение участка незастроенной и очевидно убыточной территории в самом центре Москвы. И если Третьяковка сдалась почти сразу, объявив, что согласна на перемены, то арендаторы остальной части здания решили сопротивляться и создали так называемый Общественный совет по культурным центрам. Разумеется, у каждого здесь свои интересы, и у Василия Бычкова в первую очередь. Пока суд да дело, на проходящей сейчас в Венеции архитектурной биеннале компания «Интеко» неожиданно отменила презентацию проекта «Апельсин». Что, правда, совсем не означает, что ЦДХ не будет снесен. И повлияла на это вовсе не общественность, а финансовый кризис, еще один вопрос, который в этот раз на салоне буквально у всех на устах.

Про кризис

Еще до салона антиквары жаловались – клиенты буквально с порога задавали вопрос: «Ну вы цены-то снизили, а то – кризис?», еще даже цены и не узнав. Поэтому нынешний антикварный салон особенно ждали. Конечно, салон – это не открытые аукционные торги, на которых состояние рынка становится очевидным для всех. Зато он показателен для самих галеристов, ведь это единственное мероприятие такого масштаба в России, своеобразный срез российского антикварного рынка. Помимо своих прочих функций это еще и поле выравнивания ценовых планок, именно на салоне антиквары обмениваются информацией, прицениваются, сверяют и корректируют. Правда, кризис на антикварах стал уже сказываться – поговаривают, что часть стендов в этот раз предоставлена в кредит.

В условиях кризиса продавцы старого искусства сходятся в одном – произведения high класса, первые имена не только не потеряют в цене, но и станут в период нестабильности чуть ли не самой выгодной и востребованной сферой инвестиционных вложений. Конечно, покупка подобных произведений по карману лишь небольшому числу клиентов, да и самих вещей не так уж и много на рынке, тем более в области русского искусства, которое в большинстве своем представляют антиквары на салоне. Основная же масса покупателей, по прогнозам специалистов, либо вовсе воздержится от приобретения предметов роскоши, которой антиквариат, безусловно, является, либо переключится на мелкие и недорогие вещи. Многие антиквары на салоне сделали ставку как раз на эту последнюю категорию покупателей и предпочли выставить вещи средней руки. Даже название придумали – «кризисная коллекция», рассчитанная на некрупные, но многочисленные покупки. И вопреки опасениям первые дни салона показали значительный интерес – сами арт-дилеры отмечали неожиданное количество предложений со стороны посетителей. На ряде стендов появились красные отметки «продано» еще до официального открытия.

Юбилейные новости

Открылся же салон вполне традиционно – накануне пригласили гостей класса vip, которые, правда, не столько смотрели произведения, сколько стояли в очереди за коньяком и куском юбилейного торта. Официальное же открытие антиквары ждали с гораздо большим нетерпением – именно тогда приходят настоящие клиенты. Для журналистов провели пресс-конференцию, на которой помимо прочих присутствовал и Александр Кибовский – новый глава преобразованной Росохранкультуры. Много говорил о сотрудничестве с антикварами, о цивилизованном арт-рынке, о культурной и научной значимости салона – короче обо всем том, о чем положено говорить власти на подобных мероприятиях. А вот о том, когда же наконец будут какие-то подвижки в российском законодательстве в области антикварной торговли, ввоза-вывоза произведений искусства, проблем экспертизы и других, не первый год волнующих вопросов, почему-то ничего не сказал – наверное, еще не в курсе, дело-то новое.

Неохотно рассказали участники пресс-конференции о судьбе Анатолия Вилкова, бывшего зама главы Росохранкультуры, который много лет курировал антикварный рынок и с которым Василий Бычков каждый салон то ссорился, то мирился уже почти по-домашнему: Вилкова просто отправили на пенсию. Не могли не вспомнить о злосчастных черных каталогах подделок и предметов, находящихся в розыске. Их выпуск продолжится, так же как продолжатся и споры по этому вопросу между властью и антикварным сообществом. «Они сыграли свою роль», – объявил начальник управления по сохранению культурных ценностей Виктор Петраков. «Отрицательную», – недовольно буркнул Василий Бычков. Упомянули наконец и об аккредитации экспертов – Росохранкультура продолжит выдавать удостоверения, которых, по словам Петракова, выдали уже более тысячи, а Ассоциация антикваров ICAAD скоро представит новою партию своих специалистов в области искусства XX века. Как отметил Василий Бычков, уже на этом салоне часть вещей имеет подтверждения экспертов, сертифицированных в ICAAD.

Что и у кого

Впрочем, антикварный салон – это не только споры, цены и проблемы. Это прежде всего вещи, на которые приходят посмотреть сотни людей и которые в итоге оказываются в домах некоторых из них. Как и в предыдущие годы, салон занял все четыре этажа ЦДХ, где разместились стенды более чем двух сотен участников (Бычков напомнил, что на первом салоне их было всего 18). Вместе с тем заметно отсутствие нескольких ярких фигурантов российского рынка. В очередной раз не участвует в салоне галерея «Наши художники» Натальи Курниковой, не видно аукционного дома «Гелос», отказался от участия в этом году Анатолий Боровков и его «Русский авангард», нет восточной коллекции Кирилла Данелии, галереи «Три века», аукционного дома «Кабинет». Никогда не участвует в салоне и галерея «Проун» Марины Лошак, видимо, тяготея больше к искусству современному.

Вместе с тем на салоне хватает участников, а центральная часть традиционно отдана самым уважаемым и солидным арт-дилерам. Многие из них выступили в этот раз в новом качестве – летом ICAAD была торжественно принята в Ассоциацию ассоциаций арт-дилеров CINOA, включающую около пяти тыс. продавцов искусства из 20 стран мира. Это вряд ли принесет ощутимую практическую пользу, но для авторитета и самоуважения, безусловно, факт приятный.

Как на предыдущих салонах в этот раз снова много тематических экспозиций. При этом часть дилеров выступают в своем обычном амплуа, а часть показывают неожиданные проекты. Вполне привычно было ожидать, что «Старые мастера» покажут произведения живописи XVI–XVII веков (среди которой, например, работы Питера Брейгеля Младшего или Мельхиора де Хондекутера), галерея «На Ленивке» и Владимир Каплунов – русское зарубежье, а Ravenscourt galleries – французских фовистов. А вот то, что «Старые годы», правда, переименованные в Shpengler Gallery, кардинально изменят направленность своей деятельности, стало сюрпризом. Проект галереи называется «Своя история», и в эту историю попали художники XX века, такие как Анатолий Шугрин, Валентин Окороков, Виктор Уфимцев. С неожиданным и ярким кураторским проектом выступила и галерея «2.36». Она выставила коллекцию из 37 западноевропейских витражей XIII–XIX веков (на стенде их представлено, конечно, значительно меньше), каждый из которых оформлен в отдельный лайт-бокс, став таким образом самостоятельным объектом искусства. Редкая для российского собирательства коллекция включает витражи на светские и церковные темы, с изображением гербов или орнамента. За все собрание галерея рассчитывает получить 850 тыс. евро. Большую экспозицию русского экспрессионизма 1910–1960-х годов представила галерея «Элизиум». Понятия экспрессионизма в русском искусстве условно, и в экспозиции галереи прослеживается скорее сходное мироощущение художников – от Марка Шагала, Бориса Анисфельда и Ивана Пуни через 1930-е годы Александра Древина и Ольги Амосовой до шестидесятников Оскара Рабина, Анатолия Зверева, Владимира Яковлева. В разделе декоративно-прикладного искусства с тематическими экспозициями выступает обычно только «Русская усадьба», на стенде которой в этот раз замечательная салютационная пушка XVIII века, бердыши XVI–XVII века и несколько пушечных ядер.

Как всегда, есть и несколько монографических экспозиций: галерея «Ковчег» показывает работы живописца советского времени Константина Истомина, «Гост» – неизвестные работы Александра Шевченко и его дочери и ученицы Татьяны Шевченко, отмечая таким образом 125-летие со дня рождения художника, «Веллум» предлагает обратить внимание на акварели Александры Коноваловой, ученицы Врубеля, тонко перенявшей принципы символизма своего учителя.

Третий этаж многие годы остается без изменений и напоминает скорее проект «Блошиный рынок» на Тишинке, чем солидную ярмарку старого искусства. Здесь по-прежнему все вперемешку, шпалерно развешено и кучками наставлено. Впрочем, может быть, как раз благодаря этому третий этаж всегда пользуется большой популярностью как у посетителей, так и у продавцов из центральной зоны. А в этот раз туда притягивала новая звезда салона – галерея «Палеодизайн», выставившая несколько черепов доисторических животных и цельный скелет мамонта. Этот «слон в посудной лавке» кажется сбежавшим из музея и продается за 7 млн. руб.

Некоммерческая часть салона в этот раз посвящена фарфору. Специальный проект салона – выставка из нескольких предметов Королевской Копенгагенской фарфоровой мануфактуры, в том числе тарелки из сервиза Flora Danica. Этот один из самых роскошных сервизов XVIII века был заказан в 1790-х годах датским королем Кристианом VII в подарок российской императрице Екатерине Великой. Изображения на предметах сервиза взяты из многотомной энциклопедии, посвященной растительному миру Дании. К сожалению, императрица так никогда не увидела его – сервиз был закончен, когда Екатерины уже шесть лет не было в живых. От первоначального сервиза осталось полторы тысячи предметов, которыми королевская семья Дании пользуется до сих пор. Помимо выставки в ЦДХ прошла презентация двух искусствоведческих изданий, посвященных истории фарфора.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
1145
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
1260
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
1050
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
868

Другие новости