0
1226
Газета Антиквариат Интернет-версия

20.03.2009 00:00:00

Состояние неопределенности

Тэги: гараж, пино, выствака


Что-то неуверенно последние пять лет держатся давно покорившие весь мир звезды на российской земле. Вот Мадонна, например, концерт в «Лужниках» в свое время не сдюжила. Ну это объективно говоря. Выступила, конечно. Но простыла. Потом, говорят, чертыхалась, сплевывала нервно через свой сексуальный промежуток меж передними зубами: «В Россию больше ни ногой!» Но это давнее прошлое. Из недавнего - Микки Рурк вел себя как-то не по статусу. Не то чтобы комплексовал, напротив, казался подчеркнуто развязным – что, по сути, одно и то же.

Воротилы арт-бизнеса убедительнее. Но тоже не очень. Так, знаменитый Лари Гагосян ступил когда-то на московскую землю с сомневающимися интонациями. «Проникновение?» – так называлась первая в Москве выставка принадлежащих ему достижений мирового арт-хозяйства. Вторая – For what you are about to receive. И это местные московские острословы быстренько интерпретировали, как «То, что мы вам впарим». Потирали руки. Ничего-то, мол, не выйдет. Но тут уже сомневались мы, а не он. Ничего. Вышло. Лари Гагосян тогда много продал. Но тут кризис. Уже объективные причины для потери всяческой уверенности. Свой ли ты, чужой, с пропиской ли, с визой, с амбициями или без. И, казалось, от культуртрегерских инициатив Дарьи Жуковой и Романа Абрамовича, громко и неожиданно заявивших о своих планах на ниве коллекционирования и популяризации чужеземного современного искусства, уж точно ничего не останется. Хотя все знали – в 2009-м они собираются показать Москве во вновь освоенном «Гараже» знаменитую коллекцию современного искусства французского миллиардера Франсуа Пино. Не все, конечно. А, так сказать, избранное. И самого Пино пригласить.

«А у вас все в порядке?» – спрашивали интересующиеся у служителей «Гаража». Все. Свершилось. Вчера в московском арт-центре «Гараж» на Бахметьевской открылась выставка «Определенное состояние мира?». Сорок четыре произведения из коллекции Пино на 8500 кв. м знаменитого мельниковского «Гаража». Амбициозная выставка с интонациями глобальной неуверенности в названии. Дэн Флавин, Джеф Кунс, Такаси Мураками, Синди Шерман, Билл Виола. И прочие сомневающиеся. Но, повторимся, не сомневается сейчас кто? Мировой кризис – объективный повод, не так ли? Да и прав был тот, кто перефразировал Декарта (задолго, кстати, до мирового финансового кризиса): Dubito ergo sum. «Я сомневаюсь, значит, я есть».

То, что нам предстоит

Приглашенным куратором выставки «Определенное состояние мира?» выступила Каролин Буржуа. Дипломированный психоаналитик, Каролин Буржуа занимается современным искусством с 1988 года. С 1998-го работает куратором коллекции видеоарта Фонда Франсуа Пино. Каролин Буржуа любезно согласилась ответить на несколько вопросов корреспондента «НГ» в самый разгар монтажа экспозиции в «Гараже».

– Каролин, выставка коллекции Франсуа Пино планировалась задолго до кризиса. Внес ли кризис какие-то коррективы в концепцию или контент?

– Нет, кризис ничего не изменил, осталась прежней концепция – попытаться показать картину состояния мира (как гласит заголовок), представляя при этом, как сильно он изменится. С этой точки зрения художники всегда являются прорицателями.

– Могли бы вы в двух словах охарактеризовать искусство, которое собирает Франсуа Пино?

– От минимализма до очень-очень современного искусства.

– Какая работа из представленных московской публике кажется вам наиболее созвучной современности, моменту, состоянию вашей собственной души?

– Вся выставка соответствует моему состоянию. Когда я делаю проект, я всегда вкладываюсь в него всей душой. Я надеюсь, что подборка произведений в экспозиции позволит каждому посетителю увидеть работу, которая найдет отклик и в его душе.

– Как работалось в мельниковском «Гараже»? Русские считают Мельникова самым выдающимся в мире архитектором, каково ваше мнение? Как вы относитесь к русскому авангарду?

– Я полностью согласна, что Мельников – великий человек. Мы работали в «Гараже» с двумя французскими архитекторами из Agence Search Каролин Бара и Тома Дюбюиссоном и, разумеется, стремились сделать особый акцент на мельниковской архитектуре через экспозицию. Например, мы разместили инсталляцию Дэна Флавина прямо под потолком, подчеркивая нетипичную структуру крыши. Получилось очень эффектно. А что касается русского авангарда – он определил весь наш век.

– Ваши комментарии к заглавию выставки «Определенное состояние мира?». Как объяснить знак вопроса? Является ли для вас самой состояние мира «определенным»? Вообще каким вы находите современный мир, на что он вас вдохновляет?

– Знак вопроса означает, что у нас нет готовых ответов. Мы сами ищем разные подходы к решению проблем современного общества. Состояние его и впрямь неопределенное. Кризис подтверждает это красноречиво, как ничто другое.

– Чего вы ждете от московской публики?

– Я уверена, что московская публика меня удивит. Но надеюсь, что и мы сможем удивить ее нашей выставкой.

Пино и все, что кроме

Франсуа Пино по праву считается одним из самых влиятельных людей в арт-мире. Во-первых, ему принадлежит международный гигант – аукционный дом Christie’s, ему же – одна из самых крупных в мире коллекций современного искусства. То есть актуальное для него – не тихая тайная слабость, но позиция. Старое и новое в одних руках – в этом смысле Пино, конечно, куда круче прославленной акулы арт-бизнеса Лари Гагосяна. По крайней мере рейтинги ArtReview за 2006 и 2007 годы возглавляет именно Пино, с уверенным постоянством опережая не только Лари Гагосяна, но и директора лондонской галереи Tate Николаса Сероту. (Правда, в 2008-м картина поменялась – Пино уступил лидерство Дэмиану Херсту в связи с нашумевшим монографическим аукционом работ последнего.)

Итак, виртуальное или реальное присутствие Пино в Москве, несмотря ни на какие кризисы, – вещь, прямо скажем, духоподъемная.

Сын лесника, с трудом сводившего концы с концами, с трудом окончил школу. Не хотел ни учиться, ни работать, ни дружить со своей добропорядочной семьей. В 24 года уехал в Алжир. И тут, как у всех великих, начинается темное место в биографии. Поговаривают – там Пино занимался оружием и наркотиками. Но мало ли что поговаривают, если победители неподсудны. Может быть, именно там как раз звездный неуч взялся за ум да и овладел какими-нибудь магическими секретами коренных обитателей Северной Африки – древних берберов. Скорее так. Ибо иначе объяснить все, что происходило в жизни Франсуа Пино дальше, довольно трудно.

Вернулся на родину в 27 лет и, основав Pinault Group, вполне невинно, хотя для молодого бизнесмена весьма успешно, принялся торговать древесиной. Начало прекрасному в его жизни положило полотно Пита Мондриана, купленное за 8,8 млн. долл. Кстати, в 1990-м.

Девяностые вообще стали лихими для многочисленных конкурентов Пино в бизнесе, которые уже не знали, откуда еще ждать появления «железного дровосека». Пино скупал все. Когда он стянул в свои владения Puma, FNAC, Gucci, Yves Saint Laurent, Boucheron, Printemps, чулочную фабрику, виноградники и прочая, прочая, прочая, его стали называть «спрут». Впрочем, общественному мнению Франсуа Пино стал милее, когда в 1998 году приобрел аукционный дом Christie’s. А через десять лет Пино занял 39-е место в списке Forbes с капиталом 16,9 млрд. долл. Молод душой, полон идей, планирует увековечить свое имя созданием музея имени себя. Для чего уже арендовал на 30 лет 3000 кв. м бывшей венецианской таможни. Именно туда, что понятно, Пино планирует поместить все собранное. Московской же публике, как и обещали до кризиса, представили избранное.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1068
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1453
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1097
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
916

Другие новости