Жилой дом. Улица академика Пилюгина, 24. Архитекторы Алексей Бавыкин, Михаил Марек.
****
На диво прикольный дом. Чуть ли не каждый его элемент сначала страшно раздражает, а потом убеждает в собственной необходимости. Ну к чему эта вычурная беседка на крыше нормальной современной башни? - думаешь. А потом оказывается, что ее со всех концов Юго-Запада видно, как маяк работает. А балконы зачем в полдома - чтоб на офис смахивало? Да просто ровно напротив Воронцовский парк, сиди, чай пей. Ну, а загибаются они почему так лихо? Потому что бок о бок другой дом строят, и если их не завернуть, то половину света потеряешь. Ну, а на углах-то зачем балконы перпендикулярно торчат? А вот это уже просто мелкая мстя архитектора Бавыкина: чтобы их никогда не остеклили!
Офисное здание. Цветной бульвар, 22. Архитектор Геннадий Надточий.
***
Проект начинался как воссоздание дома, где родился Валерий Брюсов с пристройкой к нему нового здания для Школы юных дарований. Выглядело все очень красиво: старая часть (статика, масса, декор) символизировала Брюсова раннего и традиционного, вторая (движение, свобода, абстрактные формы) - Брюсова-символиста. Ну и назначение соответствовало: через азы - к новому и непривычному.
Но потом дарования куда-то подевались, а формы претерпели кардинальные изменения. Вместо авангардной загогулины появилась опрокинутая пирамида, снизу подшитая дешевым сайдингом, а с боков охваченная грубоватыми трубами. Она наползает на старый дом, грозя его проглотить, расправляет хай-тековские крылья, но замирает на полпути в соответствии с нормами инсоляции.
Удивительно то, что к Брюсову все это по-прежнему имеет отношение: пройти мимо него (как и мимо этого дома) вроде бы нельзя (глава школы, основатель течения), но кто помнит хоть одну его строчку?
Торгово-развлекательный комплекс "Атриум". Земляной Вал, перед Курским вокзалом. Архитекторы Altoon + Porter Architects (США).
*
Бессмысленная и безобразная яма перед Курским вокзалом взывала к застройке давно. Но то, что здесь появилось, заставляет с ностальгией вспоминать о яме.
Ни с чем не связанный набор формочек: башенка, купол, сарай. Ничем не мотивированная палитра: красный, желтый, зеленый. К приезжему здание повернуто приветливым мощным задом: здравствуй, дядя, че приехал. Да и к окружающей застройке тоже индифферентно. Глухие стены мультиплекса, на которых повиснут аршины аляповатой рекламы. Внутри - маленькие неудобные залы. Почему вообще все это вылезло наружу, а не осталось под землей, знает только инвестор - АОЗТ "Ингеоком". Критик же вспоминает Суслика из "Винни-Пуха", который построил на земле подземный город - наложив кучу и прорыв ее туннелями.
Вот тебе, Веничка, новый Кремль, а Курского вокзала ты больше не увидишь.