0
1414

15.02.2011 00:00:00

Когда владельцы малого бизнеса мыслят масштабно

Ричард Брэнсон

Об авторе: Ричард Чарльз Николас Брэнсон - британский предприниматель, основатель корпорации Virgin Group, которая включает в себя более 360 компаний, в том числе такие, как Virgin Atlantic, Virgin America, Virgin Mobile и Virgin Active. ╘ Перевод с английского Николая Суркова

Тэги: бизнес, компании


– Как владельцу малого бизнеса заложить фундамент такой корпоративной культуры, как в Virgin?

– Когда вы создаете новый бизнес или готовитесь расширить уже имеющийся, особенно важно заложить крепкое основание вашей корпоративной культуры – привлечь инвесторов, должным образом составить договоры, собрать костяк вашей команды, выбрать хороших поставщиков. Тот факт, что вы задумываетесь над этим вопросом, показывает, что вы уже умеете определять приоритеты и готовы двигаться вперед.

Честно говоря, когда мы с друзьями 40 лет назад открывали первые компании Virgin, у нас не было никакого генерального плана – и тем более в мыслях не было создавать группу, которая к 2011 году будет насчитывать 400 компаний по всему миру с 50 тыс. сотрудников. Если бы мы действительно планировали такое будущее, у нас бы непременно все пошло наперекосяк.

Если и есть «правильный» путь развития корпоративной культуры, то наш опыт показывает, что она должна меняться органично. В 1970 году мы с друзьями не планировали ничего, кроме как подзаработать деньжат и приятно провести время за любимым занятием. Нам нравилось слушать музыку, так что мы пытались продавать пластинки другим нашим ровесникам, которые желали потусоваться в прикольном месте, пока выбирают, что купить. У нас не было никакого плана сбыта продукции или финансовой сметы – мы просто стремились заработать достаточно денег, чтобы расплатиться с поставщиками и за помещение и чтобы в конце месяца осталось немного налички для себя.

Начало нашего бизнеса в самом деле ничем не отличалось от старта большинства малых компаний, поскольку мало кто из предпринимателей думает о корпоративной культуре, пока компания не встанет твердо на ноги. Если проанализировать, что мы сделали правильно, то это был процесс планирования. Мы позаботились о том, чтобы нам было приятно вместе работать и чтобы каждый, у кого возникала хорошая идея, участвовал в принятии решений. Мы случайно наткнулись на ключевые элементы нашей корпоративной культуры, которая ориентирована на отличное обслуживание клиентов! Оказалось, что сотрудники, работающие в дружелюбной атмосфере, где терпимо относятся к ошибкам, и наделенные полномочиями действовать по собственному усмотрению, сами знают, как наилучшим образом обслуживать клиентов.

Когда вы определяете приоритетные задачи для коллег, работающих непосредственно с клиентами на передовой, помните – ваше обращение с клиентами закладывает основу вашей корпоративной культуры. Придавайте первостепенное значение сотрудникам, прислушивайтесь к ним и реагируйте на их предложения и идеи.

Поскольку, можете быть уверены, каждый ваш сотрудник уже имеет должное представление о том, чего хотят клиенты и что нужно персоналу, чтобы удовлетворить их потребности. Следует ли им сосредоточиться на выработке решений, рассчитанных на нужды каждого клиента? Или на построении длительных взаимоотношений с клиентами? Или следует ли им быстро доставлять товары или предоставлять услуги, которые предлагает ваша компания? Слушайте внимательно и найдите способы дать каждому сотруднику возможность выполнять свою работу «на отлично». Один из моих наставников, покойный сэр Фредди Лейкер, прославился своим стандартным ответом любому сотруднику, который жаловался ему на что-то: «Не приходите ко мне с проблемами, приходите ко мне с решениями!» (И его определенно никогда нельзя было обвинить в авторитаризме.)

Владельцам малого бизнеса часто трудно научиться пользоваться плодами успехов. Когда бизнес идет в гору, многие генеральные директора концентрируются исключительно на увеличении прибыли, неважно, что цена вопроса – потеря всего, что изначально делало компанию особенной. Отцы-основатели обычно переезжают в громадный угловой офис в пентхаусе и уже никогда не снисходят до производства. Сотрудники, которые были неотъемлемой частью начального успеха компании, вдруг оказываются последними, кто узнает о происходящем в компании, а их мнение больше не ценят и не спрашивают.

Так что постарайтесь добиться, чтобы ваша компания росла спокойными темпами, и, насколько это возможно, вовлекайте ваших сотрудников в эволюцию компании. Если вы подумываете о расширении своего маленького бизнеса, поделитесь своими планами со всеми – от водителя грузовика до руководящего звена – и попросите их внести свою лепту. Если это возможно, лучше вместе проработать все детали плана расширения, принимая в расчет трудность задач, стоящих перед вашими сотрудниками, и внести в него поправки, которые они хотели бы сделать. В конечном счете в выигрыше окажутся и клиенты, и вы.

В Virgin нам никогда не приходилось страдать от типичных для крупных корпораций проблем, возможно, потому, что мы так и не стали настоящим гигантом – мы просто диверсифицировали свою деятельность. Наше развитие когда-то охарактеризовали как «вертикальную дезинтеграцию», потому что новые компании часто оказывались не связанными с нашей ключевой сферой деятельности. Например, когда Virgin была известна как звукозаписывающая и продающая пластинки компания, мы открыли свою авиалинию.

В традиционных корпорациях на типичный для нас бизнес-план нового проекта отреагировали бы так: «Извините, но мы сложившаяся компания. Этот бизнес вне сферы нашей основной компетенции». Но мы видим объединяющий фактор в нашей приверженности отличному обслуживанию клиентов. Вместо того чтобы становиться гигантом и заплывать жиром, будучи запертыми в границах одной рыночной ниши, мы устроили эти эскапады в мало касающиеся нас отрасли, что помогло компании сохранить бодрость и непохожесть на других. Мы постоянно осваиваем новые направления деятельности и привлекаем новых толковых людей. Каждая компания Virgin управляется своей, в значительной степени независимой командой, которая руководствуется теми же принципами малого бизнеса, которые мы используем с самого начала.

Каким бы путем вы ни пошли, расширяя свой бизнес, убедитесь, что он основан на прошлых успехах компании и что он согласуется с корпоративной культурой и видением будущего, которые создали вы и ваша команда. Если кто-нибудь скажет: «Это не тот путь, который избрала бы крупная компания», воспринимайте это как комплимент!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1133
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1557
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1164
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
970

Другие новости