0
3124
Газета Люди и положения Интернет-версия

22.11.2013 00:01:00

Вещное возвращение монархии

Тэги: одежда, мода, музей, монархия


одежда, мода, музей, монархия Нести коронационную мантию императрицы Марии Федоровны помогали семь камергеров. Фото Любови Пуликовой

В мире сюжеты, связанные с жизнью властителей, вообще пользуются особым вниманием. И в России, пережившей встряску советского строя, они очень популярны. Так что и в будний день в залах много народу. Поэтому  к выставке «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле» можно даже не добавлять, что многое – а тут и костюмы и посуда, и троны, и документы, и билеты на коронации в Успенский собор или на парадный спектакль в Большой театр, всего порядка 400 объектов, так вот многое (к примеру, недавно обнаруженный подлинник Акта о престолонаследии императора Павла I) показано впервые.
 
В подготовке нынешней исторической реконструкции – статичной, но не потерявшей эффектности – участвовали Эрмитаж, Исторический музей, Музей-заповедник «Павловск», Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, федеральные библиотеки и архивы, но главным образом это показ собрания Музеев Кремля, поскольку явленные предметы составляют ядро кремлевской коллекции.
 
Чтобы показать церемониал, отпечатки сдунутой новым строем эпохи заняли выставочный зал Успенской звонницы и палаты Патриаршего дворца, втиснув в них период с первого венчания на царство 1547 года до последней императорской коронации года 1896-го. От Ивана Грозного до Николая II. 

Путь восшествия на престол – от Успенского собора, где проходила главная часть церемонии, до пира в Грановитой палате – на выставке показывают трансформирующимся сквозь века. От шапки Мономаха (и сделанной для Петра Алексеевича, будущего первого императора, шапки Мономаха второго наряда – венчали-то на царство его вместе с Иваном Алексеевичем, но право «главою скорбного» Ивана на власть оспаривали Освященный собор да Боярская дума) до императорских корон. От фиксировавших древние церемонии гравюр до фотографий торжеств: впрочем, «репортерскую» работу художники выполняли одновременно с фотографами, и сделанный Валентином Серовым рисунок миропомазания Николая II тоже вошел в Коронационный альбом.
По ходу дела экспозиция фиксирует, как зарубки на стволе дерева, вкрапляющиеся в церемонию новые детали, например появившуюся при Борисе Годунове державу: называли ее тогда яблоком, держание которого олицетворяло власть над царством.
   
Или – деталь другого ранга: после коронации в Успенском соборе Николай I впервые повернулся лицом к наводнившей площадь толпе, что не только вызвало слезы радости кое-кого из народа, но и пустило в мир выражение «союз царя с народом».
Вот она, самопрезентация власти, поиски в том числе и символического обоснования ее легитимности и демонстрация силы, а с другой стороны – извечный вопрос отношений с царем-батюшкой…
Императорские регалии вновь в самом центре внимания.		Фото РИА Новости
Императорские регалии вновь в самом
центре внимания.    
    Фото РИА Новости
Отдельной главой идет рассказ о торжественных приемах: с кремлевским сервизом, с серебряными сосудами с аллегорическими фигурами, даже с меню обедов двух последних коронаций. К слову, нельзя сказать, чтобы блюда эти принципиально отличались от того, что в те годы предлагали в хороших ресторанах и просто на званых обедах. Но даже на пиру демонстрация мощи – обязательная черта. «Кушанья на императорский стол подавали высшие чины двора, каждый в сопровождении кавалергардов с карабинами в руках.
Тосты в течение всего обеда сопровождались торжественными звуками труб, литавр и выстрелами из пушек. 

 Во второй половине XIX века в ходе коронационных обедов за здравие императора звучал 61 орудийный залп», – гласит экспликация. 

Но есть тут еще одно измерение – просто человеческое. Если человек совсем равнодушен к тому, что мещанским говорком можно назвать «роско-о-ошно, бога-а-ато», даже если насильно вынести за скобки скрупулезную выделку всех этих безмолвно скорбящих по прошлому вещей  (а вынести сложно – в Кремле умеют экспонировать так, чтобы акцентировать не количество предметов, а их сделанность, «соло» каждой вышивки и каждой детали), останется кое-что другое.
Почему-то вдруг смотря на надетые на манекены роскошные костюмы пробежит мысль об анатомии ушедших людей, а за ней сложится свое видение – какими, в сущности, были эти венценосные монархи, оставшиеся в мировой истории, хоть и обратившиеся сейчас в прах.
Что их волновало из того, что мы еще не знаем и никогда не узнаем несмотря ни на какие архивные изыскания? 
 
О чем они мечтали в своих дворцах и сожалели, под этими шапками-мантиями-камзолами-платьями? 
 
На выставке не большое видится на расстоянии – домысливается камерное, человеческое.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
543
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
678
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
570
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
467

Другие новости