0
4033
Газета Люди и положения Интернет-версия

11.04.2014 00:01:00

Девять личностей Туве Янссон

Тэги: литература, туве янссон, мумитролль


литература, туве янссон, муми-тролль

Такой увидела себя Туве Янссон в возрасте 60 лет. Фото с сайта музея Ateneum

«Работать и любить» – таким был девиз финской художницы и писательницы, автора известных муми-троллей Туве Марики Янссон, юбилейная выставка которой открылась на днях в главном музее Хельсинки «Атенеуме». Именно ее страстная и трудолюбивая натура заставляет нас задаваться сейчас вопросом: кто же она была на самом деле? Живописец или художник-монументалист? График-карикатурист или иллюстратор? Все-таки взрослый или детский писатель?

Как шутливо заметила Туула Карьялайнен, куратор выставки: «У меня было чувство, что я готовлю экспозицию о девяти разных личностях».

Но, будучи настолько разносторонне одаренной, сама Янссон всегда стремилась к живописи и считала себя в первую очередь художником, а не писателем.

И хотя на выставке, можно найти множество рисунков и объемных композиций, посвященных известным муми-персонажам, которые принесли Туве известность и состоятельность, кураторы все же делают акцент на другой стороне ее творчества и представляют нам довольно обширную подборку работ художницы разных этапов ее жизни. Собрать такое количество картин было делом нелегким. Огромная часть экспозиции выставляется впервые, потому что находится в частных коллекциях. «В 1940-е годы Туве писала и продавала свои полотна с такой скоростью, что даже никто из членов семьи не успевал увидеть их», – рассказывает племянница художницы София Янссон. Двадцатилетняя Туве оплачивала своими картинами, например, визит к стоматологу. Также некоторая часть работ была найдена в слишком плохом для экспонирования состоянии, а другие произведения не смогли приехать из-за рубежа. Тем не менее 14 залов музея заполнены картинами, эскизами и фотографиями художницы, и это совершенно беспрецедентный случай для «Атенеума», хоть Янссон и училась в живописной школе при музее до 1937 года, такое количество ее работ не собиралось раньше под его крышей никогда.

фото
После Хельсинки выставка Туве Янссон
отправится в турне по городам Японии.

Фото с сайта музея Ateneum

Довольно интересно проследить судьбу художницы по ее автопортретам. Ведь Туве обращала в живопись мир вокруг себя. Друзья, семья, любовники, родной город Хельсинки и собственный портрет с легкостью переходили на холсты и могут рассказать нам сейчас интересную историю об их создательнице.

Вот она на автопортрете 1939 года (Per il mio carissima Тrinca), только что закончившая учебу в Париже и путешествующая по Италии, оценивающе рассматривает в себя в зеркало под струящийся дым от своей сигареты. В ее глазах нет ни намека на молодость и беззаботность, она совершенно точно знает, чего она хочет и куда движется. Уже в 14 лет Янссон бросила школу – ведь она точно знала, что непременно станет художницей.

Вот она уже на семейном портрете 1942 года, с ней вся ее семья за шахматным столом. Черные фигуры окрашены в красный цвет, символ крови, а посередине серьезная и надменная, вся в черном сидит она, презирающая и ненавидящая войну всем сердцем. Смело и открыто, под своим именем, она оформляет в это время обложки либерально настроенного шведоязычного журнала GARM, где остро осуждает ужасы войны и высмеивает ее лидеров.

Тем не менее война приводила ее к депрессии, лишала всяких сил и вдохновения. Именно во время войны под дым своей сигареты (автопортрет 1940 года), прячась от горя и страданий в мир беззаботного детства, она пишет свой первый роман о муми-троллях.

Окончание войны становится для Туве началом новой жизни. Она празднует начало мирного времени переездом в свое собственное ателье, где устраивались веселые вечера с танцами и шампанским, именно тогда она открывает себя с новой стороны и страстно влюбляется в молодую и талантливую актрису Вивику Бандлер, но та выходит замуж и уезжает работать за границу. И так же, как на монументальной фреске под названием «Вечеринка в городе» 1947 года, которую Янссон делает для городского ресторана Хельсинки, Туве остается среди шумных застолий одна со своей неразделенной любовью, неразлучной подругой сигаретой и Муми-троллем, который помогает ей пережить все внутренние проблемы. Но именно Муми-тролль становится причиной того, что мы долгое время не встречаем ее на автопортретах. С каждой книгой, с каждым переводом популярность его так растет, что вместе с ней растет сам Муми-тролль, и в какой-то момент мы уже не видим за ним Туве. Она возвращается к себе именно тогда, когда заканчивает свой последний роман о муми-троллях – «В конце ноября».

На автопортрете 1975 года мы видим ее постаревшей с длинной, как у Модильяни, шеей и красными матиссовскими полосками на лице. На ярко-синем фоне, фоне моря, она провела остаток своей жизни на острове Кловхарун с верной подругой жизни Тууликки Пьетиля, ни на секунду не прекращая работать.

Выставка будет открыта в Хельсинки до октября, а затем поедет в путешествие по свету. Больше всего выставку ждут в Японии, где она совершит своеобразное турне, посетив пять разных городов.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
732
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
969
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
792
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
644

Другие новости