0
6365
Газета Люди и положения Интернет-версия

27.02.2015 00:01:00

Париж в высоком разрешении

Тэги: Magnum Photos, фотография, франция, париж, выставка


Magnum Photos, фотография, франция, париж, выставка Для Мартина Парра Париж – это горы пластиковых эйфелевых башен в стразах. Фото © Martin Parr/Magnum Photos

За последние 80 лет фотографы агентства Magnum Photos, одновременно свидетели и художники своего времени, запечатлели на своих кадрах судьбы человечества, стран и отдельных городов. Париж, которому Magnum обязано своим появлением, стал одним из любимых спутников фотокорреспондентов с мировым именем, неизменно оставаясь в фокусе их любви и пристального внимания. Репортеры Magnum Photos шли в ногу со всеми преобразованиями в жизни Парижа и его жителей. И новый выставочный проект «Париж Magnum» – в буквальном смысле слова многоликое тому подтверждение. Открывшаяся в здании Парижской мэрии, городском дворце Отель-де-Виль, экспозиция объединила 150 снимков 30 выдающихся фотографов, запечатлевших все метаморфозы неизменно буйной и по-своему красивой жизни французской столицы. Войны, революции, моменты славы и трагедии, лица великих людей и простых горожан сняты через объективы тех, кто объединял историю, журналистику и искусство, находясь в самой гуще парижской жизни. 

Агентство Magnum было основано в 1947 году, спустя всего два года после окончания Второй мировой войны. Пережившие главное потрясение прошлого столетия фотографы решили сами совершенствовать послевоенный мир, меняя взгляд людей на происходящее вокруг. Четыре выдающихся фотожурналиста Роберт Капа, Анри Картье-Брессон, Джордж Роджер и Дэвид Сеймур благодаря уникальному подходу к съемке и высокому профессионализму доказали, что фотография – это не только то, как видеть происходящее, но и то, как его понимать.

Роберт Капа был знаком с Пабло Пикассо и часто бывал у него в студии, где и сделал этот снимок.	Фото©Robert Capa©International Center of 	Photography/Magnum Photos
Роберт Капа был знаком с Пабло Пикассо и часто бывал у него в студии, где и сделал этот снимок. Фото©Robert Capa©International Center of Photography/Magnum Photos

Хронологически разделенная на несколько частей экспозиция начинается со снимков именно этих четырех основателей Magnum. Родоначальники агентства неординарно и по-новому наблюдали за повседневной и с виду непримечательной жизнью города задолго до основания своего знаменитого детища. Первым кураторы выбрали именно такой полный повседневности и одновременно безвременности снимок Анри Картье-Брессона 1932 года, на котором двое снятых со спины мужчин вглядываются в железную дорогу, ведущую к вокзалу Аустерлиц. Вслед за ним так называемые   greves   – забастовки, поля битвы рабочего класса за лучшую жизнь, которые Дэвид Сеймур запечатлел в 1936 году. В тот же год Картье-Брессон разделяет радость горожан на праздновании Дня взятия Бастилии, одном из последних по-настоящему светлых торжеств перед тяжелыми военными потрясениями. Предвещающий создание агентства период неразрывен с последующими годами трагедии. Кадры кровавых боев и упорной борьбы французского Сопротивления обрываются снимком Роберта Капы, ознаменовавшего начало нового этапа в жизни парижан. 26 августа 1944 года фотограф стал свидетелем освобождения Парижа, когда в окружении сотен автомобилей и танков на Елисейских полях счастливые жители города встречали новую жизнь и новые вызовы судьбы, которые фоторепортеры еще не созданного Magnum будут переживать вместе с ними.

С момента создания агентства в 1947 году все новые переломные моменты в жизни Парижа не остались не замеченными и были увековечены фотографами Magnum. Сначала 1950–1960-е годы, трудные времена в объективе Леонарда Фрида, когда опустошенный войной город страдает от голода и наводнения. Уже в 1953 году Марк Рибу делает снимок, наиболее метко отражающий социальные трудности послевоенного города: фотографию измученного пожилого парижанина с табличкой «Консультация: браки, разводы, суды, работа, наследство, аренда...».

Удары судьбы сменяются яркими и противоречивыми 1960-ми, когда на смену мрачности и печали приходят броский поп-арт, мини-юбки и беззаботность. Затем студенческая революция в мае 1968 года, ставшая новым потрясением для Парижа и всей Франции. Ярче всего из представленных снимков те годы символизирует работа Бруно Барби, на которой юноша с поднятой вверх рукой в окружении сотен тысяч демонстрантов забрался на светофор, повторяя виднеющийся на фоне силуэт памятника взятия Бастилии.

Вслед за политическим рвением молодежи и уличными волнениями – новые изменения, уже более мирные, стабильные и монументальные. 1980-е годы – эпоха, подарившая городу Пирамиду Лувра, Центр Жоржа Помпиду и Ла Дефанс, современный деловой и жилой квартал в ближнем пригороде Парижа. Париж вновь становится современным, пережившим все трагедии, тяготы и задающим тренды во всем: от образа жизни до архитектуры. Вплоть до 1990-х годов фотография в лице фоторепортеров Magnum остается свидетелем и неопровержимым доказательством этого стремительного первенства. Затем, в попытке угнаться за вездесущим и всеобъемлющим телевидением и Интернетом, фотогеничный Париж пытается обрести себя заново, показать себя на снимках фотожурналистов так, как это не сумеет никто другой. 

Нынешний период, начиная с 1990-х годов до сегодняшнего дня, полон поиска нового взгляда на город, несколько противоречивого и тусклого, но неизменно правдивого. C одной стороны, он, как на кадрах Мартина Парра, внешне утопает в горах пластиковых эйфелевых башен, усыпанных розовыми стразами и дешевым благополучием. С другой стороны, все тяжелее и неразрешимее его внутренние трудности и переживания: Гарри Груйер в 2006 году запечатлел в одном из районов города детей, играющих в футбол на фоне уродливых современных зданий, а Алекс Майоли в 2001 году навел свой объектив на двух черных мужчин у базилики Сакре-Кер, нависшей над Монмартром. 

На фоне кадров борьбы города за свое место в многолетней перипетии новых вызовов и социальных потрясений выделяется стена, кадры на которой уже давно существуют вне времени.  Портреты Пабло Пикассо (Роберт Капа, 1944), Симоны де Бовуар (Эллиотт Эрвин, 1949), Франсуазы Саган (Берт Глинн, 1958), Жан-Люка Годара (Раймон Депардон, 1960) и Мишеля Фуко (Мартин Франк, 1978) – художественные и интеллектуальные символы города и страны. Независимо от происходящего на улицах их лица передают образ независимого и вечно бурлящего Парижа – именно такого, каким он предстает на кадрах репортеров Magnum. Перед их объективами менялось общество, менялись события и судьбы. А Париж и в моменты гневных волнений, и в триумфальные дни торжеств оставался неизменно прекрасным.

Париж

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1065
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1451
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1095
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
914

Другие новости