0
7643
Газета Люди и положения Интернет-версия

13.03.2015 00:01:00

Пробуждение скрипки Паганини

Тэги: конкурс, музыка, скрипка, паганини


конкурс, музыка, скрипка, паганини Обладатель премии Паганини этого года – кореец Янг Ин Мо победил во всех возможных номинациях. Фото со страницы «События и культура Генуи» в социальной сети Facebook

Давным-давно, когда греки только придумали все, что они придумали, и спорт, и театр, и философию, искусство было соревновательным. Не только бронзовые от солнца атлеты выясняли, кто из них сильнее и быстрее, но и певцы, актеры и музыканты так же демонстрировали публике свои таланты, надеясь заслужить звание лучшего. От публики же требовалась изрядная выносливость, ведь зрители приходили в театр на много часов и внимательно смотрели подряд два или три театральных представления, чтобы  в конце присудить победу лучшему,  например Софоклу, Эврипиду или Аристофану. (В скобках приходится заметить, что бедному Аристофану так ни разу и не довелось победить. Комедия в те далекие времена всегда уступала первенство трагедии.) 

Со временем агон (дух благородного соревнования) из  культуры и искусства исчез. А от публики перестали требовать терпения и внимания, римский формат «хлеба и зрелищ» оказался более привлекательным, чем терпеливое служение искусству, требующему жертв, пусть даже умеренных.

Музыкальный конкурс Паганини дает зрителям возможность входить в контакт с музыкальным искусством так, как это делали в Элладе: тренировать усидчивость и внимание,  по многу часов в день на протяжении недели слушая музыку в исполнении молодых и прекрасных скрипачей. И когда музыка становится не отдельным трехчасовым эпизодом в загруженной рабочей неделе, а главным действующим лицом; когда она заполняет все, оставляя только маленькие промежутки для сна или еды, тогда и отношение с ней в корне меняется. И даже самый неподготовленный зритель начинает понимать, что имел в виду Толстой, когда говорил о звуках, «которые может производить в те же промежутки времени  и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, а в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать». 

Международный конкурс скрипачей проводится в Генуе с 1954 года и посвящен родившемуся здесь Никколо Паганини. В последние пять лет конкурс был приостановлен, но в этом году снова запущен на радость любителям музыки, и на этот раз с большим размахом. 

Предварительный отбор конкурсантов производили в крупнейших городах мира: в Вене,  Нью-Йорке и в Токио. И, конечно, в Генуе, в Консерватории им. Паганини. Всего 30 молодых скрипачей получили приглашение на конкурс, и 28 февраля начался музыкальный марафон. Первая серия слушаний проходила в палаццо Турси, в  одном из центральных дворцов исторической части Генуи, где в зале с потускневшей позолотой лежит в прозрачном ящике скрипка работы Гварнери, принадлежавшая некогда Никколо Паганини. Весь скрипичный конкурс на самом деле идет вокруг нее. Он начинается во дворце, в котором хранится знаменитая скрипка, имеющая собственное имя – Канноне (что буквально переводится как Большая Пушка, такое имя дали скрипке за необыкновенно мощный звук), и заканчивается конкурс каждый раз тем, что скрипку, как спящую царевну, вынимают из ее хрустального гроба и отдают в руки лучшего из лучших, победившему всех остальных в честном состязании. Победитель играет на ней один концерт в Генуе, а дальше выступает еще в десятке театров с лучшими оркестрами мира, но уже без скрипки Паганини – она возвращается в свою полутемную залу с полустершейся позолотой. 

Но все-таки самое интересное в конкурсе не это, а первый музыкальный марафон, когда все конкурсанты  исполняют свою обязательную программу – три музыкальные пьесы из  оговоренного условиями конкурса списка. Они играют около 20 минут каждый  из Баха и два каприза Паганини на выбор, и в парадном зале дворца Турси с раннего утра до позднего вечера звучит дивная музыка. Бесплатный вход на первый тур конкурса обеспечивает приток любителей,  знатоки симфонической музыки соберутся позже в Театр Карло Феличе на финальный концерт. А в начале в красивейшем зале с гербами и фресками, на старых стульях, обитых потертым бархатом, сидят восторженные юноши, седые старушки, студенты консерватории и студенты университета, немолодые пары и одинокие мечтатели. Они слушают выступления молодых музыкантов так, как древние греки слушали своих драматургов – сосредоточенно и вдумчиво. 

Тем более что это прекрасный шанс посмотреть на молодежь всего мира: в конкурсе традиционно участвуют скрипачи из самых разных стран. В этом году преимущество явно было за музыкантами из стран постсоветского пространства и стран Дальнего Востока – Китая, Кореи и Японии. США и Канада выставили по одному музыканту (и оба были явно восточного происхождения), а вся Западная Европа была представлена одним-единственным немецким скрипачом. 

Во втором туре конкурса музыканты выступали в Оперном театре Карло Феличе в сопровождении фортепьяно. Они играли программу, составленную из произведений Брамса, Сарасате, Равеля, Сен-Санса, Шоссона и обязательного для этого конкурса Паганини. И снова свободный вход для зрителей сформировал прекрасную публику. В финале конкурса осталось всего шестеро музыкантов (в числе которых были латыш Дайнис Медьяникс и российская скрипачка Диана Паско), они выступали с оркестром театра Феличе в течение двух дней, но теперь уже для того, чтобы присутствовать на концерте, надо было купить билет или посмотреть это выступление на сайте Театра Карло Феличе бесплатно. 

В этом году премию Паганини получил кореец Янг Ин Мо, выиграв во всех возможных номинациях: ему присудили специальный приз за лучшее исполнение современного произведения, специальную премию как самому младшему участнику, вышедшему в финал, и приз зрительских симпатий. 

Мои же личные симпатии (хоть я и болела за всех наших) остались на стороне украинского музыканта Сергея Майбороды, российских скрипачей Сергея Лаврова, Дмитрия Смирнова, Дианы Паско и музыканта из Латвии Дайниса Медьяникса.) 

Но самых ярких впечатления осталось два – нервные звуки капризов Паганини в восемь часов зимнего утра во дворце Турси и маленькая ручка китайской мамы, она приехала в Геную с самым юным  (15-летним) участником конкурса, Цзыю. После выступления она только на секунду прижала к себе круглую стриженую голову своего сына и сразу же приняла обычную сдержанную позу. Но мне кажется, что я так всегда и буду помнить: Генуя… Паганини… и маленькая рука мамы самого маленького музыканта. 

И… как это было у Толстого? «В середине фразы он замолчал и почувствовал неожиданно, как к его горлу подступают слезы, возможности которых он не знал за собой». 

О чем, казалось бы, плакать? Но на это даже Лев Николаевич не дает ответа.

Генуя


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
488
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
604
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
515
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
418

Другие новости