0
8832
Газета Люди и положения Интернет-версия

24.04.2015 00:01:00

Жорж Великолепный, похожий на Пушкина

Тэги: якулов, выставка, живопись


якулов, выставка, живопись Художник любил стилизовать свои работы под иранскую миниатюру. Георгий Якулов. Гуляние в парке. 1910. ГТГ

То, что «Мастер разноцветных солнц», как озаглавлена теперешняя выставка, был для современников эдаким человеком-оркестром, театральным художником, эстетом и балагуром, известно. То, что он тем не менее знаком сегодняшнему зрителю в основном «по касательной», объясняется, в частности, тем, что последняя его большая выставка прошла в 1975-м. А в Третьяковской галерее это и вовсе первая якуловская ретроспектива. Живопись, написанные на фанере панно для артистического кафе «Стойло Пегаса», портреты друзей Мариенгофа и Есенина, эскизы театральных декораций и костюмов ГТГ показывает в складчину с Национальной галереей Армении, Бахрушинским музеем и Музеем Большого театра, Литературным музеем и частными коллекциями.

Жорж «был весьма заносчив и совершенно исключительно остр на язык. По складу своего ума и по остроумию он, мне казалось, был похож на Пушкина», «Мадроли-Якульмид (Якулов) – чемпион симультписи», – аттестовал друга Аристарх Лентулов. Жорж Великолепный, «последний из могикан богемной жизни», как называли Георгия Якулова (1884–1928), в безупречном костюме, в желто-оранжевом жилете и при синем в красную полоску галстуке, восседает, закинув ногу на ногу, на диване в обрамлении целого арсенала сабель и дуэльных пистолетов, – сделанный Кончаловским портрет из постоянной экспозиции Третьяковки перенесли теперь открывать выставку. 

Кажется, что встряхнешь этот живописный калейдоскоп – и получится новая картина. 	Георгий Якулов. Весенняя прогулка. 1915. ГТГ
Кажется, что встряхнешь этот живописный калейдоскоп – и получится новая картина. Георгий Якулов. Весенняя прогулка. 1915. ГТГ

У Якулова белоснежная рубашка с круглым воротничком и перстень на тонком длинном мизинце. Куратор выставки Ирина Вакар рассказала «НГ», что друзья восхищались экстравагантным пижонством художника и что, возможно, костюмы порой ему шила жена, работавшая театральным костюмером.

Тифлисский армянин, Якулов был очень артистичен, к жизни, по его же словам, относился как к театру (в котором много с кем работал и просто много – с Александром Таировым). В своей квартире-мастерской на Большой Садовой, в том самом доме, где жил и Булгаков, закатывал вечеринки, где собирались соратники по имажинистскому цеху Мариенгоф и Есенин, Алиса Коонен (на выставке есть ее нежный живописный портрет перед зеркалом) и Александр Таиров, Луначарский и Маяковский.

Участвовавший в Русско-японской войне, Якулов извлек из нее, сравнив родной Кавказ и Маньчжурию, и художественные уроки, они позже выльются в теорию «разноцветных солнц». Согласно ей, географическая степень освещенности, солнечности влияет на преобладающий в живописи цвет. Вообще в творчестве якуловский темперамент нашел выход через колорит –  для него пластическая разработка формы была не важнее тех самых «разноцветных солнц», динамики и пульса, выраженных в цветном видении. В смысле формы он, оказавшись на перепутье декадентствующего символизма и решительных новшевств авангарда, прошел через типажи belle epoque, приблизился к гранению формы кубофутуристического разлива, а оттуда сделал шаг в конструктивизм (сперва в оформлении кафе «Питтореск», потом – в декорациях к «Жирофле-Жирофля» для спектакля Таирова). Только его мир, пожалуй что, остался не там и не там – чуткий к декоративному началу, Якулов синтезировал стили под себя.

Похоже, слова про «быть в гуще» событий он понимал буквально, сделав своими мотивами скачки, кафешантаны и чайханы, бары и улицы. И вот гуашевые скачки с силуэтами, тонко выведенными пером, он стилизует под иранскую миниатюру: все густонаселенное пространство плоскостно разворачивает на нас ярусами, так что видно каждого «муравья» – и угнездившееся на траве общество, и парящих над землей наездников. Про «задавать тон» художник тоже мог бы рассказать по-своему. «Весенняя прогулка» – всего-то конный экипаж и зеваки в пейзаже, но Якулов видит их как в калейдоскоп, где желтые, зеленые, синие и красные грани, полосы, «завихрения» обращают картинку в декоративное панно, которое, кажется, едва встряхни калейдоскоп, тут же поменяет вид. И здесь хоть «я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана» Маяковского, хоть «бульвары забрызганы зеленью» Мариенгофа звучат во весь цвет.

Синтезируя жанры и стили, художник кочевал не только между театром и станковой живописью. У него есть рисунки с проектом Красного стадиона на Воробьевых горах – утопические, напоминающие виллы с многоярусными лестницами. Или вот, скажем, Якулов, которого владелец знаменитых булочных Филиппов в 1917-м зазвал оформлять кафе «Питтореск» на Кузнецком, в свою очередь, пригласил и Татлина, и Родченко (он создал одни из первых своих декоративных работ –   светильники), и Удальцову, и Валентину Ходасевич. Для интерьеров Якулов придумал сделать динамические контррельефы. Ирина Вакар говорит, это были «плоскости из жести и из дерева, которые вращались и освещались разными цветами». Все придуманное осуществить не удалось, но конструктивистский замысел впечатляет.

Говорят, на выставке планировали показать и сохранившиеся фотографии, в частности, из «Питтореска». Но отчего-то они остались только в каталоге. Жаль, как жаль и того, что, кроме цитат самого Якулова, других воспоминаний – а их было много – уже о нем, о его шутках например, тут нет. По-моему, разноцветных выгородок-загогулин, придуманных для местной сценографии Алексеем Подкидышевым, «аранжировке» якуловского темперамента не хватает, и это тот случай, когда больше слов не утяжелили бы показ, а подыграли ему. Чтобы показать художника не столько музейным «экспонатом», сколько персонажем эпохи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1107
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1515
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1140
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
948

Другие новости