0
2586
Газета Люди и положения Интернет-версия

04.09.2015 00:01:00

Из музы сюрреалистов в звезды фоторепортажа

Тэги: фотография, сюрриализм, выставка, вена


фотография, сюрриализм, выставка, вена Фотопортреты Ли Миллер работы Ман Рея – важная часть экспозиции. Фото с сайта www.albertina.at

«Твоя фотография – это отчет о твоей жизни, для всякого, кто умеет видеть», – отметил как-то американский фотограф Пол Стрэнд. Его современница Ли Миллер (1907–1977) умела видеть жизнь во всем ее разнообразии, причем по обе стороны объектива. Бросаясь из крайности в крайность, она прошла путь от юной полуобнаженной модели с обложек Vogue до искалеченного ужасами войны и концлагерей военного репортера. Параллельно играя роли писателя, художника-сюрреалиста, первоклассного повара Le Cordon Bleu и матери, Ли Миллер за 70 лет прожила не одну жизнь. Каждая из них нашла свое отражение в ретроспективе дивы фотоискусства в венском музее «Альбертина», показывающем десятки неординарных кадров ее интересной жизни.

Мона Зефрид около снимка Ли Миллер, запечатлевшем ее мать, оперную певицу Ирмгард Зефрид. 	Фото со страницы музея Альбертина в Twitter
Мона Зефрид около снимка Ли Миллер, запечатлевшем ее мать, оперную певицу Ирмгард Зефрид. Фото со страницы музея Альбертина в Twitter

В ХХ веке было мало ярких событий, свидетелем которых не явилась белокурая красавица родом из штата Нью-Йорк. Начав со звездной карьеры модели на страницах ведущих изданий Conde Nast, юная Миллер отправилась в Париж, где познакомилась с новыми течениями в искусстве, европейской модой и обрела любовь главного фотосюрреалиста Ман Рэя. Последний обучил Миллер всему, что знал о фотосъемке, а она, ставшая его помощницей, любовницей и главной музой, сумела показать ему свой взгляд на этот мир. Благодаря юной ассистентке, случайно засветившей негативы, уже, казалось бы, состоявшийся фотограф открыл технику соляризации, впоследствии дополнительно прославившей его. В переплетении талантов и чувств она прожила с ним три года своей бурлящей молодости. Так и не найдя себя в сюрреальном Париже, в 30 лет она на время вернулась в родной Нью-Йорк, открыла собственную фотостудию, но вскоре вновь сорвалась с места, продолжая непрестанно испытывать свою судьбу в поисках новой любви, новых горизонтов и нового мироощущения.

«Она более всего походила на человека Возрождения, очутившегося в середине ХХ века», – вспоминал о Миллер Дэвид Шерман, ее друг и коллега в самые поворотные в ее жизни 1940-е годы. Последовав его предложению стать военным фотографом, в 1942 году Миллер вошла в число пяти американских женщин-фоторепортеров, работавших в Европе во время войны. Вместе с войсками они пересекали воюющие страны и, фиксируя последние вехи Второй мировой войны, были свидетелями множества ее безжалостных преступлений.

Незадолго до окончательной капитуляции агрессора Миллер и Шерман оказались в покинутых мюнхенских апартаментах Адольфа Гитлера. Шерман был тем, кто сделал канонический кадр – «Военный корреспондент Ли Миллер в ванной Гитлера» (Мюнхен, Германия, 1945). На одном из главных шедевров экспозиции изящная обнаженная американка, скинув покрытые слоем грязи ботинки, купаясь в пустой белоснежной ванной диктатора. Ворвавшись в квартиру фюрера спустя несколько часов после того, как тот покончил с собой в Берлине, фотографы создали снимки, отчетливо провозглашавшие победу жизни над смертью и женщины над миром мужской агрессии. Но сама Миллер, говоря об истинных причинах легендарной съемки, всегда отвечала, что она лишь пыталась смыть зловоние и ужасы Бухенвальда и Дахау, концлагерей, освобождение которых им с Шерманом было суждено запечатлеть в своей памяти навечно.  На протяжении всей жизни Миллер так и не удалось стереть из сознания и подсознания увиденные в те годы кошмары войны.

Дэвид Шерман. «Военный корреспондент Ли Миллер в ванной Гитлера», 1945 год.	Фото © Lee Miller Archives England 2015/www.leemiller.co.uk
Дэвид Шерман. «Военный корреспондент Ли Миллер в ванной Гитлера», 1945 год. Фото © Lee Miller Archives England 2015/www.leemiller.co.uk

В этом году, спустя 70 лет после освобождения Европы от фашистского ига, экспозиция в «Альбертине» каждым из своих 100 снимков высвечивает те моменты жизни Ли Миллер, которые сформировали эту непревзойденно сильную личность. Среди самых ценных – впервые экспонируемые в Австрии кадры разгромленных фашистами Зальцбурга и Вены: «Ирмгард Зефрид, оперная певица, поющая арию из «Мадам Баттерфляй» в сожженной Венской опере» (Вена, Австрия, 1945), «Мальчик с линкора «Шарнхорст» (Вена, Австрия, 1945) и другие безмолвные свидетели увиденной ею боли.

Черты ее характера, таланта, поиски истины и справедливости, ненависть к войне, а так же воспевание прекрасного  многогранно отразились в масштабной экспозиции. Выставка в «Альбертине» стала проекцией всей жизни Ли Миллер, так и не подарившей ей заслуженную награду.

Трудно сказать, что стало истинной причиной профессиональной недооцененности всех работ Миллер при жизни: ее утонченная красота, прирожденное чувство стиля, тяга к самоуничижению или же неоспоримая в то время принадлежность мира фотографии мужчинам. Так или иначе, лишь после смерти Миллер мир осознал, какой путь она прошла за 16 лет своей фотографической карьеры, и увидел, что каждый ее шаг был ступенью к настоящему признанию. Год назад на аукционе Sotheby`s портрет Ли Миллер, снятый Ман Рэем в 1930 году, был продан за 455 тыс. долл., став одним из самых дорогих снимков в истории фотоискусства. По иронии судьбы сама Миллер не раз говорила, что встреча с первой любовью и наставником – главный поворотный момент ее жизни. По-видимому, это событие и придало ее взгляду на собственную судьбу необходимую долю сюрреальности. Прожив, казалось бы, идеально неидеальную жизнь, в последние годы Ли Миллер признавалась: «Продолжая говорить всем: «Я не потеряла ни минуты своей жизни», –  сама я осознаю, что, если бы мне было дано прожить ее снова, я была бы более свободной со своими мыслями, телом и чувствами». Куда уж свободнее.

Вена


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1202
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3190
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1801
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2136

Другие новости