0
3285
Газета Люди и положения Интернет-версия

25.09.2015 00:01:00

Хроники заката империи

Тэги: лондон, выставка. фотография, ширли бейкер


150925-9-5T.jpg
Фотоработы Ширли Бейкер требуют вдумчивого
зрителя. Фото Гарри Найта

Дети и женщины – самые несчастные жертвы социальных кризисов и потрясений, оттого – самые пронзительные герои уличной фотохроники. Ширли Бейкер (1932–2014), чья ретроспективная выставка в эти дни открыта в лондонской Photograther’s Gallery, знала это лучше любой другой британской современницы. В период с 1961 по 1981 год она была едва ли не единственной женщиной-фотографом, запечатлевавшей жизнь индустриального севера Англии, а вернее – планомерное разрушение этой жизни.

Первые снимки ломающихся судеб на фоне снесенных кирпичных построек так называемого Большого Манчестера Бейкер сделала в начале 1960-х годов, когда начала преподавать в Сэлфордском колледже искусств. К тому моменту эта старая часть города c малоэтажной однотипной застройкой времен Индустриальной революции уже официально была названа трущобами. К середине 1960-х почти треть из 200 тыс. жилых домов в Манчестере были классифицированы как непригодные для жизни. В Ливерпуле в таком состоянии был едва ли не каждый второй дом. Британское правительство начало сносить ветхие кварталы еще в 1930-е годы и вновь вернулось к начатому процессу вскоре после окончания Второй мировой войны. В итоге с 1955 по 1975 год исчезло около 1,3 млн построек в ранее процветавших промышленных центрах страны.

«Целые улицы исчезали с лица земли, и я надеялась запечатлеть хотя бы следы жизни тех, кто жил на них. Я стремилась фотографировать ежедневную рутину, тривиальные моменты жизни, никем не замечаемые. Моя симпатия была направлена тем, кто был вынужден годы, а иногда и весь остаток своей жизни убого жить в окружении нескончаемых разрушений вокруг», – рассказывала 82-летняя Бейкер в одном из своих интервью незадолго до смерти в сентябре прошлого года. «Кто-то не покидал старые полуразрушенные здания, пытаясь зацепиться за остатки исчезающей жизни. У них практически ничего не было. Все решалось без их воли», – вспоминала она.

Но на снимках Бейкер редко видны боль и отчаяние. Она работала на контрасте и именно на игре двух противоположных взглядов высвечивала социальную драму, а быть может, и ее иллюзорность. На фоне серых депрессивных зарисовок – улыбающиеся и порой наивные в своей беззаботности лица играющих детей и занятых домашней суетой женщин. Мужчин на снимках практически нет – по вполне приземленным причинам: Бейкер чаще всего фотографировала в дневное время, когда на улицах индустриальных районов были лишь те, кто далек от тяжелого физического труда.

«Уличный крикет» (Манчестер, 1964), «Дети, играющие на улице» (Чорлтон-он-Медлок, Манчестер, 1966), «Два мальчика лезут в водосток» (Манчестер, 1963) – эти и другие кадры показывают, как юные принцессы играли во «дворцах», а разбойники завоевывали очередные «крепости» на узких улочках перед своими ветхими домами. Детских площадок на кадрах Бейкер нет, потому что их не было и наяву. В Манчестере и Сэлфорде не было лишнего места для жилья, а для детских игр уж тем более. И потому фонарные столбы и привязанные к ним веревки превращались в самые необыкновенные качели, разрушенные ограждения – в крепкие оборонительные башни, а развешенное белье – в сказочный театральный занавес.

Родившись в сэлфордской семье среднего класса, Бейкер смотрела на происходящую социальную трагедию одновременно и свысока, и изнутри. Но ее камера была субъективней и говорила за нее предельно ясно. «Она снимала этих людей с невероятной чуткостью, – говорит куратор выставки Анна Дуглас. – На ее снимках видны благородство и теплота по отношению к тем людям, на которых она направляла объектив».

Работы Бейкер, как и снимки большинства ее женщин-коллег в те годы, не получили сразу достойного признания. Несмотря на внушительные 65 лет карьеры фотодокументалистки, Shirley Baker: Women, Children and Loitering Men («Женщины, дети и слоняющиеся мужчины») – первая ее персональная выставка в британской столице. Куратор отчасти связывает это с тем, что Бейкер была женщиной, тогда как фотография долгое время считалась скорее сугубо мужским делом.

Бейкер была одной из двух студенток своего курса, решивших изучать ее в Манчестерском колледже технологий. Получив образование, она попыталась работать по профессии на несколько индустриальных компаний, но поняла, что там нет места ни эксперименту, ни творчеству. Затем амбициозная Ширли рискнула прорваться в Guardian, которая тогда базировалась в Манчестере, но и там не смогла получить пресс-карту из-за своего пола.

Тем не менее такая социальная несправедливость в 1957 году обернулась для юной девушки подарком судьбы как в личностном, так и в профессиональном смысле. Благополучный брак с успешным врачом позволил ей сфокусироваться на своем увлечении и не заботиться о заработке. Вдохновленная работами непревзойденного Анри Картье-Брессона и американского фото- и кинодокументалиста Роберта Франка, она изо дня в день отправлялась на улицы знакомых ей с детства манчестерских кварталов. Большое количество свободного времени, проведенного там, по словам Анны Дуглас, позволило Бейкер запечатлеть такие моменты, которые многие ее современники-фоторепортеры просто физически не могли увековечить за время своих непродолжительных съемок.

Основой ее техники стали время, терпение и тихое выжидание момента, когда в обрамлении снимка появится тот самый миг беззаботности. Она никуда не торопилась, так как не была поспешной и жизнь людей, сплоченных общей судьбой и общей трагедией. В контексте сегодняшнего демонстративного индивидуализма и одиночества единство семей, показанное Бейкер, высвечивается в экспозиции особенно ярко. На каждом из десятков черно-белых и цветных кадров, журнальных вырезок и скетчей, отобранных куратором, – включенность всех и каждого в общение, в игру, в судьбы друг друга.

Изучив все ракурсы жизни и творчества Бейкер и не раз встречаясь с ней во время подготовки экспозиции, Анна Дуглас осталась убеждена: «Когда она наблюдала и ждала, происходили невероятные вещи». И действительно, с щелчком затвора фотокамеры Ширли Бейкер, казалось бы, ординарные сцены из увиденных ею судеб мгновенно и навечно приобретали недостающую частицу «не» – непредсказуемость и неповторимость. Разрушающаяся в буквальном смысле слова по кирпичикам жизнь английского рабочего класса через ее объектив заливалась светом радости и беззаботности, в итоге приобретая свои истинные очертания противоречивой и увлекательной игры, в которую все мы, в трущобах или во дворцах, не перестаем играть.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1079
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2970
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1665
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2029

Другие новости