0
2660
Газета Люди и положения Интернет-версия

27.05.2016 00:01:00

Победившие земное притяжение

Тэги: выставка, юрий носов, коллекция


выставка, юрий носов, коллекция Посещение выставки сродни сеансу арт-терапии. Фото автора

Открывая свою первую персональную выставку «Качаются вместе с вращеньем Вселенной: мобили Юрия Носова», известный коллекционер не изменил собственному призванию, а, напротив, вернулся к его истокам. Мобили, заполнившие пространство галереи «Открытый клуб» на Спиридоновке, он начал создавать еще в 60-х, на 10 лет раньше, чем стал сам собирать искусство других художников. До нынешней весны видеть их могли, за несколькими редкими исключениями, только гости его дома. Однако этими гостями были люди просвещенные и любящие искусство, и постепенно возник редкостный феномен коллекционирования работ коллекционера. Поскольку всякий увлеченный собиратель предметов искусства всегда, мягко говоря, немного конкурирует с коллегами по гильдии, то этот жест переоценить невозможно. Особенно когда его совершают Михаил Алшибая или Максим Боксер.

Попадая в залы галереи, причины этого притяжения коллекционера и предмета понимаешь мгновенно – сюда можно приводить на сеансы арт-терапии любого, говорящего, что всякое «порядочное», классическое искусство умерло, а современное лучше бы никогда не рождалось и что вообще все вокруг тлен, обман и профанация. 

В кинетических абстрактных скульптурах Юрия Носова, как они официально именуются, защелкнулись два вечных образа-магнита: величие малого в японском саду камней и европейская мечта о perpetuum mobile. 

Миниатюрный универсум свисающих с потолка мобилей и расставленных по галерее стабилей наполнен движением, но оно естественно, как шорох листьев липовой аллеи над головой.

Прелесть выставленных объектов в том, что каждый порождает не одну-две-три, а целое облако ассоциаций.	Фото автора
Прелесть выставленных объектов в том, что каждый порождает не одну-две-три, а целое облако ассоциаций. Фото автора

Крона сия взращена художником со всей любовью и тщанием преданного своему делу садовника – его огромные знания об искусстве и его создателях формировали ее многие годы. Александр Колдер и нежная ирония его хрупких творений, конечно, выступили отправной точкой. Но, кажется, если бы Колдер не стал делать сначала мобили, а потом стабили, то Юрий Носов все равно пришел бы к схожей концепции. Так Валентин Катаев, путешествуя по Италии, с изумлением обнаружил себя в изумрудной пещере Диониса, десятилетиями ранее воспетой другом юности, который мог попасть туда из дореволюционной Одессы разве что во сне. Как сказал сам Носов: «Я, конечно, «отталкивался от Колдера», но старался «оттолкнуться» как можно дальше». 

Его колеблющийся на тончайших проволочках сад аллюзий, метафор и смыслов густо населен. Есть в нем и послание из упомянутого сада камней – серые окатыши гальки, приятной для глаза и руки округлости, «созревшие» на завившемся коброй ржавом прутке – «Брутальный». Ему оппонирует балансами подвесок из распахнутых ресниц и губ стабиль «Гламурный».   Присутствует и свидетельство о мистическом браке Малевича с Колдером – миниатюрный архитектон, увенчанный строгой короной мобиля, чьи грани разыгрывают шахматную партию, став попеременно белыми и черными. Порхающие лепестки синего, белого и красного регулярно посылают приветы   Жоану Миро. «Три улитки» (если присмотреться, то как минимум пять) покачиваются по соседству с такими же абстрактно-текучими «Тремя акулами» (плюс, похоже, серфингист).

Главная и совершенно зачаровывающая прелесть этих вещей в том, что каждая порождает не одну-две-три, а целое облако ассоциаций. Они скользят  легким роем в театре теней от колеблющихся проволочных веточек, коромыслец и цветных балансиров. Чтобы поймать как можно больше этих веселых беглянок, воображение должно двигаться такими же изящными, и желательно тренированными па, как танец подвешенных палочек, грузиков, красных и белых клиньев, стрел и сфер. 

Это искусство нельзя «прижать к стенке» и выдать бирку со значением. Но оно и не играет в прятки со зрителем, строя ему рожи из-за плеча. Оно просто так живет. Кто упрекнет ручей, что он звенит и вьется? Энтузиазм деконструктивизма и холод постмодернистской недоброй иронии мобили и стабили Юрия Носова обменяли на свободный танец мысли, со множеством изящных фигур, неожиданных пируэтов и невероятной красотой рисунка. Вряд ли можно уговорить эти хрупкие создания взять на себя мессианские задачи – хотя в элегантной инженерии их балансов метафизики не меньше, чем физики, но к агитации за или против чего-то они совсем не склонны. Взамен они делают вас воистину счастливыми прямо здесь и сейчас. И более образованными тоже. Возможно, для них стоит ввести новый термин – волшебный постмодернизм.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
378
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
490
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
399
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
336

Другие новости