0
5451
Газета Люди и положения Интернет-версия

28.10.2016 00:01:00

Илья Кабаков вновь самый дорогой

Тэги: живопись, искусство, аукцион


живопись, искусство, аукцион «Кафе» Виноградова и Дубосарского погружает зрителя в подводный иллюзорный мир. Изображение с сайта www.vladey.net

На весенние и осенние торги – ключевые в сезоне – аукционные дома стараются подобрать самые интересные произведения. О том, насколько сейчас востребовано западное современное искусство, «НГ» неоднократно писала (см. «НГ-антракт» 14.10.16.). Имена отечественных художников второй половины XX–XXI века хорошо известны, но реальная стоимость их работ определяется именно на публичном аукционе. Так, на торги VLADEY представили 46 работ мэтров российского современного искусства: Сергея Браткова, Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Ильи Кабакова, Павла Пепперштейна, Олега Целкова и др., а также молодых авторов: Crocodile Power, Дмитрия Аске, Кирилла Кто, Дарьи Кудиновой. В ходе торгов было реализовано 61% лотов.

161028-6-2-T.jpg
Episode 8 от арт-группы Crocodile Power.
Изображения с сайта www.vladey.net  

Топ-лотами аукциона стали работы самого известного в мире современного художника российского происхождения Ильи Кабакова. Произведения разных периодов с оценкой от 6 до 300 тыс. евро! (Устроители хотя и дублируют цены в рублях, итоговую продажу все равно указывают в евро). Самая дорогая картина Кабакова «Мальчик» имела эстимейт в 200–300 тыс. евро. Белый прямоугольник, аккуратно расчерченный черными линиями на сегменты и диагонали между ними, с необычным антропоморфным рельефом – так можно описать эту картину. В работе «Мальчик» автор намечает основные линии своего творчества: художник пытается выйти за границы станковой картины и подступает к созданию своего самого главного изобретения – тотальной инсталляции.

Возможно, что детский образ связан с адресатом его рисунков по линии основной, «официальной» деятельности художника – иллюстрирования детских книг. Первая версия «Мальчика» была создана в Москве в 1965 году и была приобретена коллекционером Владимиром Морозом. Работа неоднократно выставлялась в музеях по всему миру. После многочисленных повреждений реставрация «Мальчика» была невозможна, поэтому Илья Кабаков решил создать второй вариант большего размера, который и был возвращен в коллекцию Мороза. Картина, как и рассчитывали устроители, продалась, хотя и по нижнему эстимейту – 240 тыс. евро (с учетом комиссии аукционного дома).

161028-6-3-T.jpg
Самая дорогая картина торгов
VLADEY – Илья Кабаков «Мальчик».
Изображения с сайта www.vladey.net  

Важной вехой творчества Ильи Кабакова является «концептуальный» альбом «В нашем ЖЭКе» (оценка: 25–35 тыс. евро, но не продан), вручную собранный автором (всего известно 10 экземпляров) в 1981 году и с тех пор побывал в коллекциях художников Эрика Булатова, Олега Васильева и поэта Всеволода Некрасова.

В звездный состав авторов торгов VLADEY вошел Валерий Кошляков,чья масштабная персональная выставка «Элизии» сейчас проходит в Музее русского импрессионизма с двумя монументальными холстами «Сад Тюильри», 2015 (40–45 тыс. евро) и «Римский форум», 2013 ( 50–70 тыс. евро) – классическими для художника исследованиями на тему городского пейзажа. Однако коллекционеры на Кошлякова предпочитают пока любоваться в музее – обе его работы не продались. А вот пара небольших акварелей Виктора Пивоварова «Без названия» 1975-го и «Пейзаж с каплей дождя» 2010 года ушли за 7 тыс. и 9 тыс. евро соответственно.

Не продался интересный диптих «Мальчик с белкой» из серии «Анархический синтез» (138х92 см, оценка 25–30 тыс. евро) Виталия Комара и Александра Меламида, основателей одного из ярких стилей советского постмодерна, метко названного архитектурным критиком Паперным «соц-артом». Соц-арт использовал приемы коммунистического искусства, но высмеивал их, применяя для этого весь арсенал советского китча. Работы Комара и Меламида отличает неизменная ирония, которая была свойственна их перформансам и акциям: от покупки души Энди Уорхола вплоть до признания ответственности за все происходящие в мире катастрофы.

Диптих «Мальчик с белкой», решен в духе «анархического синтеза». На левой части полотна довольно экспрессивно изображен обнаженный мальчик в шапке-ушанке. Лица его мы не видим или его просто нет, зато хорошо понимаем, что он затерялся где-то в заснеженных краях. Вторая часть диптиха, следуя классическому искусству, должна бы изображать начало или продолжение его истории, но там расположилась крупная белка. В этом абсурдистском решении содержится неповторимая ирония Комара–Меламида, благодаря которой можно безошибочно определить работу художников вне зависимости от направления, которое они выбрали.

161028-6-4-T.jpg
Christmas II Виноградова и
 Дубосарского – веселый стеб над
 новогодними открытками.
Изображения с сайта www.vladey.net

Не заинтересовал покупателей и более жизнерадостный китч тандема Александра Виноградова и Владимира Дубосарского. Их работа Christmas II (20–25 тыс. евро) – веселый стеб над новогодними открытками. Негритянка в белоснежном бикини рядом с наряженной елкой радует зрителя уже в репродукции. Этот «дивный новый мир» прекрасен в своей безупречности, но малодостижим и обречен пребывать в статусе фантазии. Несколько сюрреалистическое полотно «Кафе» (2005 год, уход – 36 тыс. евро) за авторством тех же Виноградова и Дубосарского погружает зрителя в иллюзорный мир. Художники манипулируют пространством холста: оптические иллюзии становятся важнейшим средством для передачи изображения. Виноградов и Дубосарский показывают реальность, прошедшую через несколько условных фильтров: идеологию, фотошоп, розовые очки мечтателя, мировосприятие художника. Водная гладь как страница глянцевого журнала о роскошном образе жизни – это тот самый фильтр, отделяющий зрителя от идеала: изображение под водой искажается, в этой среде все предметы кажутся иными. Так, Виноградов и Дубосарский в своей монументальной работе помещают безлюдное кафе на дно бассейна: мечты о беспечной жизни тонут под натиском действительности, фантазии, вдохновленные массовой культурой, безжизненны. Поэтому за столиками кафе всегда будет пусто.

Помимо живописных произведений на аукционе представлены и скульптуры. Анатолий Осмоловский в дереве имитирует хлеб, который, по мнению автора, является воплощением хаоса. Фактура, заметная на поверхности хлебного среза – непредсказуемые повторения углублений, трещин, отверстий, выступает метафорой беспорядочной стихии. Хлебная корочка выполняет функцию рамы и замыкает объект на себе. Анатолий Осмоловский считает, что современные технологии достигли достаточно высокого уровня и теперь задача художника невелика: ему остается выбрать такой метод создания произведения, благодаря которому авторский замысел будет выражен ярче. В качестве материала использованы пористые деревянные доски, которые очень точно передают фактуру хлеба. Произведение выглядит настолько естественно, что его хочется потрогать. Возможно, для этого его и приобрели за 8 тыс. евро.

Небольшая скульптура недавно почившего классика Эрнста Неизвестного «Хиросима» осталась непроданной (1960-е годы, оценка 10– 12 тыс. евро). Мужской торс с поднятыми руками-обрубками, с обезображенным лицом, обращенным к «небесам, расплавленным в огне», не содержит указаний на место трагедии. Это общечеловеческая беда, и национальность не имеет значения в наступающем царстве смерти всего живого. Очевидец и участник событий на фронтах Отечественной войны, Эрнст Неизвестный хорошо знал то, что стремился претворить в пластике. А вот изящную бронзовую скульптуру «Модерн-балет» Вадима Сидура приобрели за 7 тыс. евро. После прошлогоднего погрома выставки Сидура в «Манеже» работы скульптора в цене только прибавляют.

Фантасмагорические картины молодых авторов Дарьи Кудиновой (р. 1982) «Джунгли» и Episode 8 арт-группы Crocodile Power (Петр Голощапов, Оксана Симатова, 1982 и 1979 г.р.) были оценены в 3–4 тыс. евро. Виртуальная среда фантастического леса или пространство ярких сновидений наполнены растениями – кабелями оптоволокна. Художники показывают место, где господствует первозданный хаос, призывают оказаться лицом к лицу со своими глубинными переживаниями, страхами и одиночеством. В общем, покупатели выбрали путешествие в неведомый мир вместе с Crocodile Power, заплатив за него 5640 тыс. евро (с учетом комиссии аукционного дома).

Торги за работу 30-летнего Кирилла Кто «Не знаю, как будет дальше» начались со 100 евро и завершились на отметке 1400 евро. Работа – надпись маркером на бумаге – может дать ответ, по сути, на любые вопросы его нового владельца. Да собственно, и на наши тоже.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
881
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1187
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
928
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
762

Другие новости