0
3863
Газета Люди и положения Интернет-версия

16.12.2016 00:05:00

Аттракцион, или Лицо как драматургия

Тэги: интервью, кино, григорий константинопольский


273-9-13_t.jpg
Константинопольский снисходителен
к прессе.

В понедельник, 19 декабря, на канале ТНТ выйдет «Пьяная фирма», четырехсерийный сериал в жанре трагикомедии. Обозреватель «НГ-антракта» Вера ЦВЕТКОВА встретилась и поговорила с режиссером (а также сценаристом, композитором и актером) Григорием КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИМ.


Григорий, сразу про закрытый показ «Пьяной фирмы» наконец-то и в Москве – отродясь не видела такой теплой презентации, чтобы зал скандировал имя режиссера: «Гри-ша! Гри-ша!»

– Зал тепло принимал, это правда. Радует, что гэги работают: сам я в определенных местах смеялся, но не думал, что и зал на них будет смеяться, а он смеялся. Единственно – пресс-конференция была, конечно, странной.

Скорее, она задумана была странно: 10 минут после первых двух серий и перед двумя последними.

– Мне было не странно, а просто горько в том смысле, что я услышал: «А вы не боитесь того? А вы не боитесь другого?» Казалось бы, журналисты, самые свободные люди...

Самые свободные?! Вы точно не на облаке живете? Сейчас в обществе и журналисты, и не журналисты боятся как бы чего не вышло, недаром эзопов язык опять в чести. Ведь вы и сами сняли, как бы это выразиться, «в обход»: какие-то важные и серьезные вещи – монолог Ефремова в казино, монолог Башарова в лесу – проговариваются между гэгами, за гэгами. 

– Я что хотел, то и снял.

То есть изначально выбрали форму картины не из боязни, что не пройдет иная, а потому, что вам именно такая форма нравится?

– Именно. Хотел и снял в жанре трагикомедии. Это драматическая комедия и трагическая комедия – и так можно это назвать.

Не фарс местами?

– Ой, там много чего: и пародия, и фарс, и гротеск, если взять историю с Ельциным.

Я сперва посмотрела «Пьяную фирму» на экране компьютера (канал заранее прислал, как телекритику) и должна вам сказать, что на большом экране она выигрывает. Вообще это не похоже на сериал, это похоже на кино, разбитое на четыре части. 

273-9-1_t.jpg
Режиссер гордится актерским дуэтом Михаила Ефремова
и Ивана Макаревича. Фото пресс-службы ТНТ 

– Хотите спросить, почему я снял для телевидения – впервые! – а не для кино? Потому что мне десятилетиями не дают работать в кино. Годы идут, власть меняется – чиновники остаются. Все ходят за финансированием либо в Фонд кино, либо в Минкульт – ни там, ни там меня финансировать не хотят, видимо, не считая чем-то интересным. Но я думаю, дело даже не в этом, думаю, просто есть прикормленные продюсеры, с которыми удобно работать, вот с ними и работают. А все эти разговоры для бедных – фонд дает деньги только на коммерчески успешные проекты, Минкульт дает деньги на авторские проекты… Проходили. Деньги получают одни и те же люди, которые раз за разом делают провальные, неуспешные с коммерческой точки зрения фильмы, эти же самые люди снова получают деньги из фонда на новые подвиги, и так год за годом. А продюсеры – это, как известно, люди, которые формируют киноконтент.

Почему такая долгая история с выходом «Пьяной фирмы»? Если не три, то года два точно канал ТНТ на своих презентациях показывал «пилот» и обещал эфир, мы все уже прямо обождались премьеры.

– Долгое производство. Снимали мало, по три-пять дней, с большими перерывами. Я только монтировал фильм восемь месяцев.

И монтировали сами? Лучшее, что может быть – сам написал сценарий, сам снял, сам смонтировал! Музыка ведь тоже, кажется, ваша? Там есть такой элегически-грустный парафраз…

– Там полно моей музыки. 

Вы писали главную роль под Михаила Ефремова?

– Нет, я сам хотел сыграть главную роль. Меня не утвердил канал. Видимо, я был не самым убедительным Григорием Михайловичем.

Ну, таких глаз, как у Ефремова, такой печати на лице (и такого опыта в этом деле, я имею в виду пристрастие и актера, и его героя ), конечно, у вас нет, чего было и тягаться! Но эпизод в своем фильме вы-таки сыграли – врача из воспоминаний о молодости. Итого: Григорий Константинопольский един в пяти лицах! Скажите, а как можно было подобный звездный состав даже не привлечь – собрать вместе, совместить расписания?

273-11-2_t.jpg
Артисты Юрий Колокольников
и Марат Башаров. Фото  автора

– В кино ничего легкого не бывает, все проекты даются кровью. Удалось как-то.

Как работалось с Лизой Боярской?

– Очень приятно работалось. Она трудяга, дисциплинированная, никогда не опаздывает, всегда знает свой текст, никогда не ноет, что устала, может сидеть 16 часов и молча ждать, когда ее позовут в кадр. Она удивительная!

Ваня Макаревич изумил: играя в паре с Ефремовым, не сказать, что проигрывает великому партнеру.

– Вообще не проигрывает! Он честно боролся за роль, сделал хорошие пробы, и канал его утвердил. А поначалу и пробовать не хотели, но после проб сказали: «Он клевый, давай, его возьмем!»

Очень клевый капитан в армии.

– Это Артем Ткаченко, он в «Меченосце» у Янковского главную роль сыграл, он реально очень крутой артист, блестящий!

У вас там неблестящих нет. А Юрий Колокольников? Как он филигранно сделал свою гниду!

– Да, и он. И невероятная актриса Анна Михалкова, и Александр Стриженов, и Ингеборга Дапкунайте.

А из коллег кем-то восхищаетесь?

– Был в восхищении от картины Звягинцева «Елена». Блестящее кино! Настоящее, глубокое… Это как морской берег: приливы, отливы волн, одна волна выстроила положение песчинок в одной конфигурации, а другая волна смыла, и уже конфигурация песчинок совсем иная по отношению к океану – про это фильм «Елена».

Фильмы Юрия Быкова как вам? 

– Я не люблю серьезно-бытового и совсем без чувства юмора. «Майор» – почти документальное кино. Оно честное, наверное, но без художественных образов. Наверное, Быков мне говорит: «До художественных ли образов, когда такая жизнь вокруг?» Я отвечаю ему своей «Пьяной фирмой». Мне Валера Тодоровский нравится, очень понравилась его «Оттепель». Он всегда старался делать серьезное кино, даже трагическое, а в последние годы отпустил себя, расслабился, стал шутить – и мне так это стало нравиться! Потому что это так умно, тонко, талантливо, прямо-таки волшебно и при этом не лишено трагизма, на мой субъективный взгляд. 

273-11-1_t.jpg
Михаил Ефремов развеселил на презентации не только
зрителей, но и коллег. Фото пресс-службы ТНТ

На мой субъективный взгляд, у Тодоровского отнюдь не «шучение», а тонкая, глубокая и прямо-таки философическая ирония. А Сокуров вам как?

– Не мой режиссер, но его человеческими качествами я просто восхищаюсь – в 94-м году он поехал в Чечню и снимал там фильм о войне, а как он просил президента за Олега Сенцова, который ему ни сват ни брат! Ведь почти все наши «большие» художники, тонкие и глубокие, только о себе думают и ни до кого им дела нет… Мне кажется, Сокуров на самом деле очень хороший человек.

Вроде у вас изначально актерское образование, как оказались в режиссуре? 

– Через две недели после дипломного спектакля в театральном училище меня забрали в армию, полтора года в ракетных войсках, и профессия моя там по учебке была дизелист-электрик. Не считаю армию потерянным временем. Это колоссальный опыт, который плохим не бывает. Ни один из моих друзей не пошел служить, и армия для них была неким неведомым злом, а я побывал там и узнал, что не так уж это и ужасно. Тоска – да, скука – да. Ты не принадлежишь себе, ты винтик в системе. Еще ощущение, что жизнь проходит мимо тебя. Впрочем, иногда бывало и довольно весело… В армии я решил, что артистом в театре быть не хочу. Узнал, что Ролан Быков набирает курс на Высших режиссерских – решил поступать туда. Конкурс был кошмарный – вместе со мной поступали и не прошли Константин Эрнст и Валерий Тодоровский. Мне повезло, я поступил, Сергей Сельянов поступил. У Быкова был самый большой курс – пять человек. У Никиты Михалкова был один человек (он потом стал министром культуры, или министром кинематографии, Грузии).

Стесняюсь спросить – что за дань старообрядчеству эта ваша борода? Она вам лет прибавляет…

– Это меня не смущает. Просто два года назад увидел фотографию Леннона с бородой и подумал: жизнь почти прожил, а бороды у меня никогда не было, нет, я это сделаю – и сделал.

Человек, который всегда делает то, что хочет?

– Я физически не могу иначе. Я из-за этого в армии служил в пяти частях – переводили из одной в другую.

Пользуясь случаем, хочу сказать, что являюсь поклонницей вашей картины «Кошечка», особенно новеллы «Балерина» с тем же Михаилом Ефремовым.

– Он глубокий и хороший артист, а я эксцентричный автор, вот оно и получилось. Я заранее подумал, из чего делать аттракцион за те деньги, что были, и решил построить его из крупного плана хорошего артиста. Иногда неважно, что он говорит, на него интересно просто смотреть, потому что у него лицо – драматургия.

Про Ефремова – чистая правда, но почему аттракцион? Разве хорошее кино – это аттракцион? Я за киноискусство. Феллини – не аттракцион.

– Да что вы говорите? Феллини – это блистательный аттракцион! По тому, из чего режиссер делает аттракцион, и как он понимает, что есть аттракцион, и проверяется класс режиссера. Когда аттракцион состоит из голой задницы – это один уровень режиссера и аттракциона, из других вещей – другой уровень, но кино – это всегда аттракцион и зрелище. Закон кино: все, что не движет сюжет вперед и что не смешно – надо выбрасывать. Философский трактат никто смотреть не будет.

Возвращаясь к нашим баранам: довольны ли вы в итоге «Пьяной фирмой» и будет ли второй сезон?

– Не знаю, доволен ли я, не доволен, сложно сказать… Всегда кажется, что мог сделать лучше. Что касается второго сезона – для начала ждем рейтингов первого. И эфира, который начнется уже в следующий понедельник.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
480
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
595
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
505
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
411

Другие новости