0
4289
Газета Люди и положения Интернет-версия

03.03.2017 00:05:00

Игры в Босха и мозг Яна Фабра на фоне февральских пальм [+фото]

Тэги: искусство, ярмарка, мадрид


искусство, ярмарка, мадрид Нью-йоркская Tanya Bonakdar Gallery выставила в Мадриде изящные ажурные конструкции Томаса Сарацено.

Если нельзя обогнать календарь, то можно попробовать сменить географию и чуть-чуть опередить весну, переместившись из московской нулевой температуры в мадридские +15 градусов. Пусть и по работе. Проходившая с 22 по 26 февраля ярмарка ARCOmadrid – событие в этом городе всячески поддерживаемое, начиная с того, что почетным президентом мероприятия, организованного IFEMA, является король Испании Филипп VI. С королевой Летисией они приезжают на ярмарку, дороги ради этого не перекрывают, но охрана с автоматами на подступах к выставочному комплексу Feria de Madrid выставлена. И хотя эти гигантские экспозиционные павильоны расположены практически за городом – в получасе езды от центра столицы, – в самом Мадриде развешаны афиши ярмарки, а на разных его площадках проходят связанные с ней некоммерческие выставки, в том числе и в Музее Тиссен-Борнемиса. В 2017-м в ARCOmadrid участвовало 200 галерей из 27 стран, разумеется, с преимущественным испанским представительством, однако из 200 галерей 66,5% – иностранные, в том числе, к примеру, «тяжеловесы» галерейного дела: лондонская Lisson Gallery, парижская Denise Rene или вернувшаяся сюда после участия в 2009-м цюрихская Hauser & Wirth (она выставляла, в частности, объект Филлиды Барлоу, которая представит Великобританию на 57-й Венецианской биеннале, – и галерея продала свою работу этой художницы за 50 тыс. фунтов). Однако в целом из иностранных участников 40% – из Латинской Америки. Неудивительно, учитывая, что спецгость нынешнего ярмарочного выпуска – Аргентина. По итогам ярмарки фонд ARCO купил в свою коллекцию, хранящуюся в центре искусств CA2M (в 2015-м Московский музей современного искусства принимал у себя выставку произведений из этой институции), 10 работ общей стоимостью, впрочем, довольно небольшой – 146 тыс. евро. ARCO – ярмарка среднего ценового диапазона.

Аргентина и другие

В дополнение к общей программе у ARCO имеются отдельные кураторские секции: «Открытие» для молодых галерей, а еще нововведение этого года – раздел «Диалоги», где каждая галерея представляет по два художника, и «Платформа Аргентина» (Argentina Plataforma / ARCO). Кроме того, ярмарка намерена постепенно наращивать вес не только на испанской арене, но и расширяется в соседнюю Португалию, где в мае второй раз пройдет ARCOlisboa. Причем если в Мадриде ярмарочная программа разворачивается вдали от центра города, то в Лиссабоне, как обещают организаторы, мероприятие хотя будет и не таким масштабным, зато в исторической части столицы. Вот разные стратегии, работающие в том числе на развитие туризма, о котором в России, к слову, сейчас много твердят чиновники.

«Дерево-мозг» знаменитого провокатора Яна Фабра можно приобрести за 79 тыс. евро. 	Фото автора
«Дерево-мозг» знаменитого провокатора Яна Фабра можно приобрести за 79 тыс. евро. Фото автора

Российских галерей в этом году в Мадриде нет (напомним, по случаю перекрестного Года Россия–Испания ARCO уделила особое внимание РФ в 2011-м – см. «НГ» от 25.02.11). Но барселонская галерея Senda предлагает фотоработу молодого московского художника Олега Доу. «Чебурашка-2. Спецвыпуск» оценен в 2,5 тыс. евро (плюс НДС). Вообще в преддверии ярмарки на ее сайте эта галерея выкладывала фотографию модной нашей группы AES+F из их проекта Inverso Mundus, но в итоге в галерее «НГ» пояснили, что привозили их работы в прошлый раз и сейчас уже не стали. Впрочем, Доу тоже работает в стилистике глянца.

Аргентинская арт-сцена, за исключением некоторых мировых знаменитостей, – скорее пока terra incognita. Но такие знаменитости здесь были, например, в секции «Диалоги», где 12 галерей выстроились сквозной «первой линией» при входе в оба ярмарочных павильона. Бразильская Nara Roesler (Сан-Пауло) решила совместить работы известного кинетиста Хулио ле Парка и Эдуардо Наварро. Недавно Ле Парк был почетным гостем прошедшей в Брюсселе престижной ярмарки BRAFA (см. «НГ» от 27.01.17), а в Мадриде его представили оп-артовскими работами, и – отдельно от стенда, в длинном коридоре между павильонами – кинетической «Белой сферой», шаром из маленьких плексигласовых пластинок, которая, вращаясь, отбрасывает на пол нежные блики. За Наварро представительствовал интерактивный объект «Седьмое окно», напоминавший диковинный тренажер: зрителю предстоит стать на колени на коврик для йоги меж двух деревянных конструкций и узреть собственную физиономию в зеркалах, подвешенных тут же под разными углами. На этом месте вспомнилась повальная страсть к селфи – думается, это вполне достойная декорация, хотя при мне таких снимков не сделали. 

А нью-йоркская Tanya Bonakdar Gallery устроила более удачное соседство изящных объемных ажурных конструкций давно полюбившегося публике Томаса Сарацено с геометричными, с помощью графитовых напылений выполненными структурами Аналии Сабан, которые на этот раз уже как картины заключены в рамы.

Из многих – не только аргентинских – стендов в длинных ярмарочных рядах-«проспектах» экспозиционно выделялась Barro Arte Contemporaneo из Буэнос-Айреса. Группа Mondongo выстроила павильон в виде деревянного дома, чьи окна открываются то в небольшую реплику версальской Зеркальной галереи (в дни ярмарки, как сказали в галерее «НГ», здесь проходили перформансы на тему социально-экономической критики – с кусками пирога с флагами разных стран), то в крепость, а то в оконце застыли, вероятно, после поединка, два манекена – и на одного из них «выплывает» откуда-то огромная черная рука. В импровизированном дворе этого дома Никола Костантино, видимо, воздавая честь Прадо с его самой большой коллекцией работ Босха, «сыграла» в современный «Сад земных наслаждений». В ее вариациях на тему Босха фонтан – источник жизни – воссоздан на 3D-принтере, и его причудливые формы обрели объем (он стоит 40 тыс. долл.), а на фотографиях (10–18 тыс. долл.) художница развернула мизансцены из этого самого сада наслаждений.

От Пикассо и Дали до Яна Фабра и Ай Вэйвэя

Причудливые зеленые человечки на стенде галереи Forsblom.
Причудливые зеленые человечки на стенде галереи Forsblom.

Модернистов на ARCO не всегда четко отделяют от современников, и некоторые привезли произведения Пикассо, Жоана Миро и кинетические работы Александра Колдера. Что, естественно, не отменяло ставки других галерей на властвующих в арт-мире современников – Ай Вэйвэя, Аниша Капура, Яна Фабра или Марины Абрамович. Не все галереи раскрывают цены на работы журналистам, но в основном рассказывают охотно.

Здесь, что неудивительно, было довольно много работ Пикассо и Миро. Скажем, мадридская Leandro Navarro в числе внушительной подборки модернистов предлагала небольшой холст Пикассо 1919 года «Бокал, табак и игральная карта» за 750 тыс. евро (включая НДС), рисунок с сидящей обнаженной – за 175 тыс. евро. Тут были и Миро, и Колдер – с неизменно завораживающим кинетическим объектом, где на тонких проволочках плавно вращаются цветные «лопасти». А еще был колдеровский крохотный проволочный человечек с болтом на причинном месте (80 тыс. евро). На этом стенде мне единственный раз на ярмарке попались работы Сальвадора Дали. И здесь же была, например, типичная бронзовая абстрактная композиция Жана Арпа – но ее продали в первый час работы ярмарки. Парижская Denise Rene два полотна пионера оп-арта Виктора Вазарели оценивала в 280 тыс. евро и в 75 тыс. евро.

Современные классики на ярмарке тоже есть. Lisson Gallery привезла «Раскрашенные вазы» Ай Вэйвэя. Напомним, художник в свое время сделал перформанс «Роняя вазу династии Хань», таким образом, как он говорил СМИ, желая «пересмотреть отношение к искусству и к прошлому», однако на его выставке 2014-го в Майами другой художник – Максимо Каминеро – разбил уже вэйвэевскую вазу (тогда оцененную в 1 млн долл.). В Lisson же выставлено вогнутое «Зеркало. От розового до органического зеленого и черного» Аниша Капура, переворачивающее вверх тормашками все, что попадает в его «поле зрения» (525 тыс. фунтов). Довольно натуралистичное, несмотря на ветви с листвой, «Древо мозга» (или «Дерево-мозг», вероятно, случайно напомнившее символ монархической власти – державу) Яна Фабра Deweer Gallery (Отегем, Бельгия) выставляет за 79 тыс. евро (включая налоги). Его же панно «Верные поглотители» с грызущими скелет псами и вообще всяческими напоминаниями о суете сует, выложенное из переливающихся зеленых крыльев жуков-златок, оценено 200 тыс. евро. И рядом на столе лежит каталог эрмитажной выставки Фабра, вызвавшей скандальное бурление общественности, часть которой ее даже не видела. На ярмарке несколько раз встречались произведения умершей в 2010-м Луиз Буржуа, а в Studio Trisorio из Неаполя был механический объект Ребекки Хорн с сидящей на камне бабочкой (150 тыс. евро без учета НДС).

Если изменить направление поиска и двинуться в сторону акционизма и перформанса, то картины венского акциониста Германа Нитча, будто сильно забрызганные кровью, у нью-йоркской галереи Marc Straus варьировались в цене от 33 тыс. до 100 тыс. евро. Фотография «бабушки перформанса» Марины Абрамович из серии «Кухня. Посвящение Св. Терезе» на стенде венской Krinzinger стоила 79 тыс. евро (с налогами), а женевская Art Bartschi & Cie фото Абрамович «Портрет с агнцем (белый)» из серии «Возвращаясь к простоте» предлагает за 70 тыс. евро (плюс НДС). 

Галерея из Аргентины представила созданный на 3D-принтере фонтан с картины Босха «Сад земных наслаждений».	Фото автора
Галерея из Аргентины представила созданный на 3D-принтере фонтан с картины Босха «Сад земных наслаждений». Фото автора

Говорить о тенденциях на коллективных смотрах ярмарочного формата – дело довольно затруднительное, да и не самое объективное. Но если совсем уж обобщить и спрямить углы, пожалуй, с одной стороны, можно сказать об абстрактном (в том числе и с геометрическими вариациями) искусстве, причем не только почившего классика Лючио Фонтана, но и современников. Но, с другой стороны, будто в противовес, здесь очевидно увлечение искусством фигуративным, часто намеренно привлекательным и даже развлекательным. В этой нише окажутся и скульптурные головы играющего с эффектами оптических искажений испанца Жауме Пленса, и многочисленные, намеренно грубо высеченные из дерева обыкновенные, как из толпы выхваченные, люди немецкого скульптора Стефана Балкенхола. Причем его оставшаяся без рук, словно античная статуя, но в остальном абсолютно современная обнаженная больше человеческого роста оценена дешевле (у Deweer Gallery – за 124 тыс. евро, включая НДС), чем одетый мужчина (его Senda продает за 175 тыс. евро без НДС). Среди заигрывающих с масс-культурой авторов на ARCO есть и Эрвин Вурм с бронзовыми огурцами и «Плохими мыслями» (у лиссабонской Cristina Guerra Contemporary Art), и, к примеру, финский художник Ким Симонссон. На второй день работы ярмарки со стенда Forsblom (Хельсинки) исчезли два из четырех его причудливых зеленых человечков, вероятно, обретя нового владельца.

Дорогу молодым

То, что в ярмарочной секции «Открытие» шанс показать себя на международном смотре дан 18 галереям не старше семи лет, отрадно. Здесь открывшаяся в 2011-м парижская галерея Samy Abraham в ярмарочной суете привлекла внимание статичным, медитативным перформансом (правда, в разговоре с «НГ» в галерее подчеркнули, что это – именно tableau vivant, «живая картина») Аделаиды Ферьё. Молодая художница в длинном, как на старинных картинах, плаще, что спускался драпировками почти скульптурной формы, стояла перед снующими мимо посетителями: на какое время остановить, заставить застыть мгновение, зависело только от нее. И часов она в прямом смысле слова не наблюдала.

Параллельно 

и перпендикулярно ARCO

ARCO делает ставку не только на расширение в соседнюю Португалию, но и на сотрудничество с арт-институциями Мадрида, в том числе с музеями. Точечные, как сейчас принято говорить, «интервенции» ярмарка в рамках аргентинской платформы осуществила в Музей Тиссен-Борнемиса (на небольшой выставке «За рубежом: Фонтана, Куитка, Сибер и Тесси» объединены картины трех аргентинцев и перуанца Тесси, при этом, скажем, произведения и Фонтаны, и Гильермо Куитки есть и на самой ярмарке) и еще на нескольких городских площадках, включая культурный центр Tabacalera, Музей Серральбо, расположенный в особняке маркиза Серральбо, и Национальную библиотеку Испании.

Одновременно в городе проходят формально с ярмаркой не связанные, но «цепляющиеся» за нее в смысле латиноамериканского акцента ARCO тематически проекты «Отправная точка: Коллекция Исабель и Агустина Коппель в Мехико» и «Следующая станция. Перуанские художники из коллекции Хохшильд». Первая экспозиция открыта в выставочном пространстве одного из крупных испанских банков, и здесь интересна ставка на объединение южноамериканских художников с такими знаменитостями, как Гэри Хилл, Брюс Науман или Синди Шерман. Второй же проект в выставочном пространстве Sala Alcala 31 впервые демонстрирует Европе собранное Эдуардо и Марианой Хохшильд перуанское искусство последних 30 лет.

А когда наступает пресыщение современным искусством, отправляешься в Прадо, и тех, кто в Москве устал и от минкультовских наказов о повышении посещаемости музеев, и от длинных очередей и заканчивающихся билетов на привозные выставки-хиты, этот музей удивит уже на входе. По вечерам вход туда свободный. И очередь, огибая газоны с пальмами, растягивается на сотни метров.

Мадрид–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
738
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
979
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
794
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
645

Другие новости