0
2584
Газета Кино Интернет-версия

15.09.2011 00:00:00

Утерянные категории

Тэги: кино, общество


В ближайший четверг в прокат выходит фильм польского режиссера Леха Маевского «Мельница и крест». Картину уже показывали на ММКФ, тогда же в Россию приезжал и сам польский режиссер (это была четвертая поездка Маевского в Россию). О «Мельнице и кресте», современном искусстве и Питере Брейгеле с Лехом МАЕВСКИМ поговорил корреспондент «НГ» Алексей ФИЛИППОВ.

– «Мельница и крест» – это фильм, видеоарт или ожившая картина?

– Вообще это фильм. Потому что люди идут в кинотеатры, чтобы смотреть кино. Уже 46 стран закупили его для кинотеатров. Что довольно-таки необычно. А началось все на кинофестивале в Сандэнс. В столь тяжелое для независимого киноискусства время дистрибьюторы поверили, что зрители пойдут на этот фильм.

Но в то же время – это видеоарт, потому что я работал над многими образами в самом широком смысле: некоторые образы – часть биеннале, проходящей сейчас в Венеции. Я посетил много прекрасных мест. Например, церковь Сан-Лио в Венеции, прихожанином которой был Тициан. Он там и рисовал, а его мастерская находилась неподалеку. Сейчас в этой церкви на шести экранах, соединенных между собой, одновременно транслируется изображение (речь о видеоинсталляции «Путь на Голгофу» – живописных отрывках из фильма «Мельница и крест». – А.Ф.). Это еще и инсталляция. Инсталляция и видеоарт в церкви – работа на обеих территориях.

– Почему вы выбрали «Путь на Голгофу»?

– Все началась с того, что Майкл Гибсон, который написал «Мельницу и крест», написал рецензию для Herald Tribune на мой фильм «Ангелюс». Гибсон – эксперт по творчеству Брейгеля и голландских мастеров – в рецензии отметил влияние на меня творчества Брейгеля. После он прислал мне книгу, которая называлась «Мельница и крест». Это был анализ картины «Путь на Голгофу». Я прочел ее, потому что я художник, начинал как художник – читал много книг по истории искусства. А «Мельница и крест» была поразительно написана – прочел ее на одном дыхании. И у меня тут же родились различные образы. Я увидел фильм об этом. Майкл Гибсон сказал, что это безумие: снять фильм по картине такого художника. Но потом передумал: невозможное – работа джентльменов. Это так!

– Как сильно замысел фильма отличается от результата – фильма, который мы увидели?

– О, это совсем разные вещи. Я начал с упрощенной идеи. Было 500 персонажей, и каждого я чувствовал. Однажды я закрасил всех персонажей на репродукции этой картины. Получил доступ в Венский художественно-исторический музей. Там при помощи лазера можно рассмотреть каждую таинственную деталь, каждый фрагмент картины. Я закрасил на репродукции всех людей – остался только ландшафт. Это не просто ландшафт – это магическая иллюзия, которую он (Брейгель) составил из скетчей (небольших сценок). Мы хотели воссоздать это: взять пять различных кусков ландшафта и объединить их, чтобы вышло похоже на вселенную Брейгеля, которая совсем не реалистична. Его очень реалистичные характеры, персонажи, костюмы, предметы, животные. Но ландшафты – сюрреалистичные. Ведь он из Фландрии – там равнины, поэтому, чтобы писать горы, холмы, ему приходится сжимать этот ландшафт до нужных форм.

– Кто писал картину в вашем фильме?

– Я сам, потому что я художник. Потому что у меня тесная связь с Брейгелем. Он каждый день преподает мне урок.

– А как вы думаете, Брейгелю понравился бы ваш фильм?

– Думаю, да. Он и привел меня с этой картиной в Москву. Можно сказать, что он мой спонсор.

– Вы художник и режиссер: как вы думаете, насколько близки кино и живопись?

– Это очень сложный вопрос, потому что это разные языки. Каждый вид искусства – это отдельный язык. Когда вы хотите высказать какую-то мысль – то же самое. Если вы учите испанский – вы говорите по-испански, если вы учите английский, вы говорите по-английски, если вы учитесь живописи или уже рисуете, то выражаете свою мысль через картину. Если вы предпочитаете камеру и знаете, как ею пользоваться, то можете реализовать свой замысел при помощи камеры. При условии, что вам есть что сказать. Потому что часто я вижу картины, которые ничего не говорят, фильмы, которым абсолютно нечего сказать. Мой профессор в киношколе называл это гидравликой кино: ты толкаешь здесь, прыгаешь туда – и люди реагируют.

Это как машина, которая заставляет людей сидеть на своих местах, потому что кто-то бежит, кого-то преследуют. Все очень быстро происходит: рубить-рубить-рубить, резать-резать-резать! Это один большой побег от самих себя. Огромные деньги можно заработать, просто помогая людям сбежать от самих себя, а этого хотят миллионы людей. Им помогают фильмы, компьютерные игры, телепередачи. Всякие танцы со звездами – люди сбегают от самих себя. И это величайший бизнес на Земле! Еще – наркотики и алкоголь, конечно. Я хочу сказать: это все попытка побега. Что это доказывает? Что людям некомфортно наедине с собой. Люди довольно одиноки, они не думают о себе в положительном ключе – им нужно убежать. Вы знаете, все эти фильмы, где парни убегают-догоняют, – это побег. Ведь скорость – это наркотик. И быстрая нарезка создает ощущение, что ты на американских горках. Вуууу! Сначала вниз! Потом вверх! Вправо! Влево! И, выходя из кинотеатра, не помнишь ничего. Вы не помните истории. Когда герой прыгает с двадцатого этажа на крышу проезжающего грузовика, потом на крышу трамвая, а оттуда – в реку, что я вижу? Потом он забирается на мост, прыгает на другой грузовик. Я смотрел «Матрицу», не понял ничего! Что происходит? Как сопереживать герою, который может все? Полететь в космос, спрыгнуть с любого здания. Он бессердечный, не человек. Как ему сопереживать?

Другое дело – художник. Для меня это возможность поговорить с собой, но проблема в том, что современное искусство – и кино в частности – не протягивает вам руку помощи. Оно хочет вас шокировать, врезать как следует. Это отчаяние современного искусства. Будто говорит: смотри-смотри, я ударю тебя, но это не я. Каждый может что-то создавать и называть себя художником. Вы можете снять свою футболку, разорвать ее на куски и повесить на стену. И назвать это искусством. Простите, я так вижу мир. Тогда найдется критик, который потреплет бороду и скажет, что это выражение выхода человеческой души. Все годится, и это опасно тем, что мы оказываемся в яме, полной современного искусства. Зачем мне смотреть Брейгеля или Босха? Потому что они мастера. Творцы! Как они работали, как писали – попробуй повтори! Не получится. Поэтому их нужно разделить, положить отдельно – они создавали мир, но они собирали его из мирской суеты. Вот что значит быть художником или даже гением.

Идея, которая мной овладевает, чаще всего охватывает несколько областей. Когда я снимал «Комнату косуль», то делал оперу. Я написал музыку и слова для этой оперы, нашел оперный театр для этой постановки. Потом вышла аудиозапись на двух дисках, получила международный приз как современная опера. Телевидение заплатило мне за съемку этой постановки. Я сказал, что не заинтересован в отдельном фильме, потому что у оперы свой язык. Нельзя просто взять и снять ее. Происходящее на сцене – для оперного театра, а не для кино. Другое дело, если я делаю фильм. Все дело в образах, которые у меня возникают.

Пять лет назад в Нью-Йоркском музее современного искусства состоялась ретроспектива моих фильмов. Большое дело: как вы знаете, там устраивают ретроспективы обычно после смерти или когда исполняется 99 лет. Это необычно, потому что я еще слишком молод для любой ретроспективы. И к открытию я приготовил видео, состоящее из 43 эпизодов, и назвал его «Кровь поэта», а позже смонтировал следующую ленту под названием «Стеклянные губы». Еще я создаю скульптуры, фотографирую и делаю видеоинсталляции. Главное отличие моих работ от современного искусства в том, что я вовлекаю вас внутрь самих себя. Поэтому, я думаю, нужно потратить два часа, чтобы осмотреть мою выставку. Но многие тратят больше – и это интересная форма коммуникации.

– Ваш предпоследний фильм называется «Кровь поэта». Это название напоминает о Жане Кокто – он тоже был поэтом, драматургом, писателем и режиссером. Его творческие опыты как-то на вас повлияли?

– Он был поэтом, который снимает фильмы. Я уважаю его позицию. Он был одним из пионеров поэзии в кино – утерянная ныне категория. Большинство современных фильмов – механические «заводные апельсины» для глаз. Погружаясь в книги, вы можете найти настоящую литературу, ужасы, фантастику – и всегда остается поэзия. Если вы пришли в кино и хотите увидеть поэзию – там пусто, она запрещена. Большая надпись: «Не для тебя! У нас этого нет!»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
500
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
582
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
506
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
415

Другие новости