0
1888
Газета Кино Интернет-версия

20.02.2012 00:00:00

Роботы штурмуют развалины Цхинвала

Тэги: кино, премьера, рецензия


кино, премьера, рецензия Ах, война, что ж ты сделала...
Кадр из фильма «Август. Восьмого»

В пятницу в «Пушкинском» состоялась премьера фильма «Август. Восьмого». По части неожиданностей авторские посулы оправдались: в истории на равных участвуют, например, президент РФ, мальчик, добрый робот и монстр из компьютерных игр. Все они так или иначе вовлечены в события грузино-осетинской войны 2008 года.

Замысел Джаника Файзиева интриговал. Война глазами ребенка. Война, сквозь которую пробирается в поисках своего мальчика молодая московская мама. Настораживал факт щедрого, стопроцентного госфинансирования блокбастера о военном конфликте в Цхинвале (после выхода грузино-американского фильма «5 дней в августе» казалось, что беспрецедентная поддержка нашего «Августа» – желание высшего российского руководства сделать симметричный жест).

Кстати, сценарий Файзиев писал вместе с американцем Майклом Лернером – сценаристом и военным корреспондентом Newsweek. В одном из репортажей со съемочной площадки режиссеру задавали вопрос: «Что, внедряете на практике голливудскую систему?» – на что он отвечал: «Я давно уже работаю по этой системе. С тех пор как начал заниматься сериалами, я понял важную вещь. Работать надо так, чтобы зритель понимал, про что ты рассказываешь, и хотел смотреть, а не переключался бы на другие каналы. Законы зрительского восприятия никто не отменял». Тот фильм, который мы увидели в пятницу, не опроверг и закона «Кто платит, тот и заказывает музыку». Нет, «Август» не стал нахрапистой агиткой, но официальная версия российской стороны неумолимо проведена через фильм. По версии авторов известие о начале конфликта застает президента России в┘ спальне. Телефонный звонок будит чету №1, находящуюся на отдыхе. Главу государства сыграл Владимир Вдовиченков. В погоне за сходством не переусердствовали. Так, деликатно приблизились к прототипу: большие синие глаза, характерная привычка поводить плечами. Эпизоды боев в Осетии и воображаемых мальчиком компьютерных битв перемежаются сценами в президентском кабинете, где идут экстренные заседания. Конечно, возможны трактовки: кто есть кто среди персонажей этих сцен, но точно можно понять, что по вопросу тактики в рядах приближенных царил раздрай. И опирался президент не на тех, кто истерически призывал отступиться от спорной кавказской территории, а на сильных людей – таких, что об интересах родины думают, а не о пустяках вроде того, какая реакция мирового сообщества последует. Эта «руководящая линия» в фильме словно инородное тело. Словно дань, выплаченная по уговору.

А основной сюжет – спасение московского мальчика Темы, которого ветреная мамаша отправила на недельку к бывшему мужу-осетину. Деревня осетинской родни располагается под Цхинвалом, прямиком у границы, и все там гибнут практически сразу после начала грузинского наступления. Только малыш Тема остается жив, прячется в опустевшем доме и ждет маму. Вернее, даже не маму, а доброго великана из компьютерной игры, с которым у него попеременно ассоциируются то мама, то папа, то еще кто-то – дружественный и сильный. А зло, опасность соответственно приобретают в его сознании обличье огромного монстра-трансформера – отсюда и возник в картине фантастический пласт, когда в картины реальной жизни вмешиваются рисованные, компьютерные существа. Идея небезынтересная, и, будь автор свободен в своем пацифистском порыве, могла бы она привести к неожиданным результатам. Но в условиях обременения политической конкретикой она вянет, приобретает какой-то диковатый окрас: тут тебе и президент всея РФ, и летающие монстры...

В премьерной толпе попадалось много военных – довольно молодых мужчин с орденами на груди. Это участники цхинвальских событий. Когда писали сценарий, во многом опирались на рассказы Героя России Алексея Ухватова – в дни противостояния он руководил разведротой. Так вот Ухватов утверждает, что в изображении той войны постановщики максимально приблизились к правде. Выглядит на экране все действительно масштабно, но вот, к сожалению, не довелось услышать от военного слов о главном: как ему нравится сказка про чудесное продвижение по линии фронта красотки Ксении, героини прелестной Светланы Ивановой? Темина мама явно из разряда тех киногероев, которые в огне не горят и в воде не тонут. Под ней рушатся лестницы, падают стены, едва ее не задев. Вокруг народ погибает пачками, а ее пули не берут. Она даже на штурм ходит с военными, уцепившись за ремень капитана Лехи (Максим Матвеев) и прикрыв голову металлической каской. В своем любовании этой женщиной постановщики не знают меры: нет кадра, где бы Ксения-Иванова не была гламурно прекрасна, пусть вокруг рвутся снаряды и стелется черный дым пожаров. К финалу становится все хуже и хуже, фильм словно несется с горы вниз, и его авторы уже даже не хотят регулировать степень сказочности. Один только эпизод примечателен: грузинские солдаты помогают Ксении вывезти из деревни раненого сынишку – они, мол, тоже не звери.

После премьеры «Августа» охватила печаль, подобная той, что возникла в связи с фильмом «Утомленные солнцем-2». Ведь чего мы только не слышали заранее про «великий фильм о великой войне», но все равно теплилась надежда на чудо – вдруг автор «Неоконченной повести» и «Рабы любви» нас опять поразит, вдруг посрамит наши пессимистические ожидания? Мало кто помнит сегодня, что режиссер Файзиев начался не с фильма «Турецкий гамбит». Но те, кто видел его первые – в Ташкенте снятые – ленты «Сиз ким сиз?», «Камми», точно знают, что он художник. А ирония по отношению к артхаусу, которая теперь постоянно звучит в его речах – не злопыхательство по поводу того, в чем сам не силен. В перестроечные годы его картины прозвучали ничуть не тише, чем первые фильмы Бахтиера Худойназарова и деятелей «казахской новой волны». Он почему-то не любит о них вспоминать, но «Сиз ким сиз?» и «Камми» хороши, в них столько свободы, таланта и игры ума! Нельзя осуждать его выбор, по которому он взялся быть первопроходцем в освоении новых для российской кинематографии жанров – телесериалов, батальных блокбастеров. На недавней конференции «Инвестиции в кино, телевидение и новые медиа» Файзиев совершенно справедливо сказал, что на проектах, подобных «Августу», тренируется индустрия: отечественные мастера спецэффектов, каскадеры, компьютерщики находят применение своим талантам, работники «второго состава» учатся взаимодействовать с огромными группами людей. Тренировка, конечно, недешево обошлась. Теперь интересно будет следить за информацией о сборах фильма «Август. Восьмого».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Ольга Соловьева

Совет Федерации утвердил в должности главного ревизора нацпроектов

0
1106
Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Екатерина Трифонова

Воспрепятствование профессиональной деятельности защитников становится политическим вопросом

0
903
Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Иван Родин

Николай Патрушев и Алексей Дюмин стали помощниками президента РФ с изначально формальным функционалом

0
1397
Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Дарья Гармоненко

Депутаты и сенаторы отчасти использовали новые конституционные полномочия

0
1032

Другие новости