0
6071
Газета Кино Интернет-версия

29.12.2014 00:01:00

История Моисея в картинках

Тэги: кинопремьера, кинематограф, премьера, прокат, исход, ридли скотт


кинопремьера, кинематограф, премьера, прокат, исход, ридли скотт Кристиан Бейл в роли молодого Моисея. Кадр из фильма

За всей шумихой вокруг фильма «Интервью» почти незаметно набирает обороты еще один киноскандал – на этот раз связанный с новой работой Ридли Скотта. Режиссер взялся за экранизацию жития ветхозаветного пророка Моисея, чем вызвал волну негодования в некоторых странах – в Марокко и Египте картину «Исход: Цари и боги» запретили к показу. История эта скорее всего не получит продолжения – чувства верующих Ридли Скотт, как ни пытается, все же не оскорбляет.

Египетские власти в отличие от марокканских объяснили причину запрета. Дескать, Моисей у Ридли Скотта показан не пророком, а умелым полководцем, пирамиды по сюжету построены не египтянами, а рабами-евреями, а расступившееся море не чудо, а результат своевременного землетрясения. Волны на экране действительно расходятся не так, как ожидаешь, – вместо узкого коридора здесь почти полностью высохшее дно, превращающееся в поле последней битвы. Впрочем, подобные расхождения с каноном – меньшее из зол в фильме Скотта, которому не хватает смелости и дерзости на трактовку библейского сюжета. С первых кадров «Исход» обманчиво напоминает «Гладиатора» и заставляет ждать не только эффектного видеоряда, но и глубинного конфликта. На деле же новый фильм тяготеет скорее к недавним весьма спорным работам Скотта – «Царству небесному», «Прометею» и даже «Советнику».

О последнем отчетливо напоминают не только тягучие и малосодержательные диалоги, но и сам Моисей. Он начинает свой путь ни кем иным как советником Рамзеса, будущего фараона Египта.  Выросшие вместе во дворце, они клянутся друг другу в верности, рука об руку идут в бой – разгонять угрожающие границам Египта племена кочевников или усмирять непокорных рабов. Но червь недоверия уже грызет Рамзеса изнутри: оракул предсказывает ему свержение, а придворные нашептывают, что Моисей-то – еврей. Для последнего известие о неблагородном происхождении становится не меньшей новостью. Все, что происходит дальше, – история, причем известная.

Особое внимание режиссер уделяет красочному и детальному  изображению десяти египетских казней: у лягушек, мух и саранчи экранного времени оказывается чуть ли не больше, чем у главных героев. Этапы становления пророка-Моисея тем временем проносятся перед глазами зрителей в ускоренном режиме, и нет возможности понять, каким же на самом деле хотел видеть Скотт этого персонажа. Он и провидец, забравшийся однажды на гору и встретивший там бога в образе не просто горящего тернового куста, но еще и маленького мальчика. Он и богоборец, который при первой же встрече ругает создателя за то, что тот припозднился с освобождением избранного народа. Он и воин, не просто объединивший евреев, но превративший их в бойцов сопротивления. Как говорится, на бога надейся, но сам не плошай, и вот уже Моисей проводит в пустыне инструктаж и учит своих сородичей, как грамотно организовать диверсию в египетской столице. Несмотря на такую видимую многогранность, развернуться исполнителю главной роли Кристиану Бейлу решительно негде. В самом начале фильма он еще пытается сломать стереотипное представление о Моисее, показать его то наглым, даже избалованным, то не по годам мудрым. Режиссеру, однако, не до развития характеров, самое время превратить воды Нила в кровь – не ударом посоха, а нашествием крокодилов, пожирающих все на своем пути. Бесспорно красивая попытка найти естественно-научное объяснение случившемуся. Только вот зачем, если божественное вмешательство тоже никто не отменял? На таких же «качелях» оказывается в итоге и герой Бейла, в котором сверхъестественная сила, данная свыше, конфликтует с его собственным человеческим опытом и накаченными мышцами.

Остальным актерам, впрочем, и того хуже: в кадре в буквальном смысле мелькают «египтяне» Джон Туртурро и Сигурни Уивер, загорелые и с густо подведенными глазами. Среди иудеев сэр Бен Кингсли и Аарон Пол, звезда сериала «Все тяжкие», который в «Исходе» произносит пару-тройку реплик и сливается с толпой. Рамзес вряд ли запомнится чем-то, кроме грима, за густым слоем которого едва угадывается актер Джоэл Эдгертон. Их с Моисеем–Бейлом конфликт, вроде бы намеченный вначале, проявляется разве что внешне: один гонится за другим по пустыне не по зову сердца, а по инерции. В итоге весь фильм оказывается не более чем красочной иллюстрацией Ветхого Завета с допустимыми отклонениями – бог «с картинки» превратился из седобородого старца в ребенка – но без какого-либо переосмысления. На этом фоне даже  недавний «Ной» Даррена Аронофски, при всех его почти комических недостатках,  выглядит по-настоящему смелой и оттого оправданной попыткой посмотреть на библейский сюжет глазами человека XXI века, для которого бог – скорее сокрушающая стихия, нежели горящий терновый куст или мальчик.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
480
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
561
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
489
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
390

Другие новости