1
4444
Газета Кино Интернет-версия

14.10.2016 00:01:00

История и истории Павла Чухрая

Режиссёру "Вора" и Водителя для Веры" исполняется 70 лет

Тэги: чухрай


Сын Григория Чухрая в прямом смысле вырос на съемках - на киностудии Довженко, куда его отца направили в 1953 году и где декорации заменяли игровую площадку. Чуть позже на "Мосфильме" младший Чухрай успел поработать и осветителем, и монтажником. Параллельно учился во ВГИКе на оператора и режиссера, пробовал себя в качестве актёра. В большом кино, уже как постановщик, Павел Чухрай дебютировал в 1977 году, с фильмом "Ты иногда вспоминай". А его третья картина "Клетка для канареек" 1979 года, с Евгенией Добровольской и Алисой Фрейндлих, участвовала в "Неделе критики" Каннского кинофестиваля.

Фильм по пьесе Анатолия Сергеева "Случай на вокзале" - камерная история о встрече сбежавшей из дома девочки-подростка Олеси (Добровольская) и юного вора Виктора (Вячеслав Баранов). Их, несмотря на разницу социального статуса, сближает ощущение несвободы, восприятие жизни как клетки - выходит светлая подростковая трагедия о взрослении, поисках себя и родственной души.

Международное признание пришло к Чухраю с выходом в 1997 году фильма "Вор". Картина участвовала в конкурсе Венецианского фестиваля (где получила три награды), завоевала две "Ники", была номинирована на премии "Гойя" и "Оскар". Сам режиссёр называет ленту очень личной, в чем-то автобиографической - послевоенную атмосферу и образ мальчика он создавал по собственным детским воспоминаниям, рассказывая о своём ровеснике. Он, Саня, - сын Кати, потерявшей мужа и встретившей в поезде офицера Толяна в исполнении Владимира Машкова. Их новая счастлива жизнь заканчивается, когда Катя узнает, что Толян - вор-домушник. Эту историю зритель видит глазами мальчика, именно он - главный герой, рассказчик, тот, кто вспоминает страшное послевоенное время - время победного сталинского оптимизма и одновременного тотальной бедности, даже нищеты. Именно этот фон, атмосфера эпохи, тонко и точно пойманной Чухраем, наряду с актерской игрой Машкова, для которого роль также стала своего рода визитной карточкой, сделали "Вора" одной из ключевых картин конца 90-х и главной в фильмографии режиссера.

Впрочем, для самого Чухрая более ценной стала работа над документальной лентой "Дети из бездны" (2002) - частью международного альманаха Стивена Спилберга "Прерванное молчание", в рамках которого режиссеры из Чехии, Польши (одну из частей снял Анджей Вайда), Венгрии, Аргентины рассказали о людях, переживших Холокост. Чухрай - о тех, кто в то страшное время был ребёнком и выжил. Монологи этих "детей из бездны", закадровый текст в исполнении Михаила Ульянова, документальные кадры - все это сделало российский фильм лучшей частью спилберговского альманаха.

В 2004 году новая игровая картина Чухрая "Водитель для Веры" завоевала два приза "Кинотавра", номинации на "Золотого орла" и "Нику", участвовала в фестивале в Карловых Варах. И вновь - атмосферная история о прошлом, о 60-х годах. О времени видимой свободы, которая опьяняет героев - амбициозного водителя Виктора (Игорь Петренко), готового на все, что бы выслужиться перед генералом (Богдан Ступка), и беременной генеральской дочки Веры (Алена Бабенко), которую он поначалу расчетливо видит как возможность для себя подняться вверх по карьерной лестнице. Умиротворяющие летние пейзажи в качестве декораций и уродливая система, заставляющая делать невозможный выбор, любовь и паранойя, слежка, доносы - приметы эпохи в очередной раз у Чухрая становятся важнейшей частью повествования.

Последний на данный момент фильм Павла Чухрая вышел в 2007 году. "Русская игра" с Сергеем Маковецким, Сергеем Гармашом и Андреем Мерзликиным в главных ролях - экранизация неоконченной пьесы Гоголя "Игроки", взгляд режиссера в гораздо более далекое прошлое страны. Чухрай идею фильм вновь взял из собственных наблюдений. За тем, как воспринимают страну за рубежом, как принимают условности за реальность - героя с такими представлениями, итальянского шулера, прибывшего в Россию в надежде разбогатеть на глупости местных жителей и поплатившегося за свою беспечность, он и сделал одним из главных персонажей.

В настоящий момент Павел Чухрай заканчивает работу над новым фильмом - "Балтийское танго" с Юлией Пересильд в главной роли. Действие этой драмы начинается в предвоенной Литве, где ещё детьми встречаются главные герои. Прошлое, как и всегда у Чухрая, становится фоном для камерной человеческой истории - трагической, невероятной и в то же время реальной, прочно вписанной в исторический контекст.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости

Загрузка...
24smi.org