0
17001
Газета Кино Печатная версия

14.01.2024 18:51:00

Как Александра Бортич доставляла Павла Майкова в морг

"Танцуй, Селедка!" – трагикомедия о говорящем покойнике на заднем сиденье и о детстве в 90-х

Тэги: кинопремьера, танцуй селедка, александра лупашко, александра бортич, павел майков, кинокритика


кинопремьера, танцуй селедка, александра лупашко, александра бортич, павел майков, кинокритика Психоделическое роуд-муви с ожившим в воображении героини отцом. Кадр из фильма

В российский прокат выходит картина «Танцуй, Селедка!» – полнометражный дебют актрисы и режиссера Александры Лупашко. Фильм, снятый по пьесе Татьяны Загдай, завоевал главный приз на фестивале экранизаций «Читка 2.0», а также награду за лучший сценарий на фестивале «Зимний». Главные роли – отца и дочери – сыграли Павел Майков и Александра Бортич, которые отправляются в дорожное приключение в поисках морга и прощения.

Жанна (Бортич) возвращается из Москвы в родной городок – не из-за ностальгии, а чтобы похоронить скоропостижно скончавшегося отца (Майков). Особых теплых эмоций к человеку, бросившему ее с матерью 20 лет назад и с тех пор не выходившему на связь, у девушки нет, но чувство долга не дает бросить одинокого папу и вынуждает проводить его в последний путь. Однако дело это оказывается не таким уж простым: требуется судмедэкспертиза, а специалист из ближайшего морга – единственный на всю округу – в отпуске, так что везти тело придется за сотни километров. Помочь берется друг детства Жанны, сын соседки с верхнего этажа по имени Костя (Илья Антоненко) – Жанна ему когда-то нравилась, да и деньги для человека, погрязшего в долгах и условных сроках, лишними не будут. Так Жанна и Костик грузят бездыханного отца на заднее сиденье – и тут он оживает.

Конечно, не в прямом смысле: «Танцуй, Селедка!» – не фантастика, а кино символическое и метафорическое. Так что покойника видит и слышит только его дочь, которой, как оказывается, есть что сказать и высказать нерадивому родственнику, накопилось за 20 лет. Так начинается весьма психоделическое роуд-муви под хиты 90-х, с флешбэками из того же времени, полными как счастливых, так и горьких детских воспоминаний. Папа, который был для маленькой Жанны центром вселенной, – всемогущий обладатель романтической профессии торговца кассетами на рынке, который подводил ее из раза в раз, оставив в душе так и не зажившую рану, теперь с того света пытается заслужить ее прощение. Точнее, это Жанна пытается внутри себя простить человека, которого и любит, и ненавидит.

Рядом – непутевый Костик, в телефоне – невидимый московский Заяц, в голове – навязчивые голоса и не менее навязчивая музыка, картинки из прошлого с мороженым, заветными красными лаковыми туфлями, прозвищем Селедка, мечтами о щенке и слезами из-за подаренного вместо собаки магнитофона. Сегодня у нее день рождения, и мертвый папа с заднего сиденья твердит, что им нужно вовсе не в морг, а на аттракционы и в зал с игровыми автоматами. И сколько ни сопротивляйся, все равно окажешься именно там. В местах, с которыми нужно раз и навсегда попрощаться, чтобы идти дальше. Так что приключение, в котором будут еще и бандитские разборки, и побег со свадьбы, и полицейский участок, и известные актеры – Данил Стеклов, Наталья Павленкова, Ольга Лапшина и Анна Михалкова – в эпизодических ролях, оборачивается сеансом психотерапии.

Фильм Александры Лупашко балансирует между современной психодрамой о травмированных 30-летних и ностальгическим трендом на 90-е. Впрочем, в кои-то веки восхваляется не бандитская составляющая эпохи, а взгляд на нее глазами ребенка – этакий конец возраста наивности, невинности и беззаботности. Уход отца заставляет Жанну в секунду повзрослеть, ощутить всю тяжесть грядущей жизни. Но и это ей надо принять, понять, простить, пусть и через довольно странный опыт прощания с папой, посиневшим и трясущимся на заднем сиденье – и вдруг отпускающим язвительные комментарии. Но оказывается, что запомнился он не только этим. На антресолях памяти Жанне удается откопать неиссякнувший запас отцовского разудалого жизнелюбия. В любой непонятной ситуации – танцуй, Селедка! 


Читайте также


Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа

Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа

Наталия Григорьева

В новом фильме Энтони Хопкинс сыграл великого ученого

0
6763
И вампиры бывают гуманистами

И вампиры бывают гуманистами

Наталия Григорьева

Героиня канадского фильма слишком любит людей, чтобы пить их кровь

0
7418
Фатих Акин сказал свое "слово пацана"

Фатих Акин сказал свое "слово пацана"

Наталия Григорьева

Прежде чем стать известным музыкантом, главный герой украл несколько сотен килограммов золота

0
7289
Сэмюэл Беккет беседует с самим собой

Сэмюэл Беккет беседует с самим собой

Наталия Григорьева

В фильме "Гении" писатель вспоминает свою жизнь и тех, с кем его свела судьба

0
9004

Другие новости