0
7247
Газета Кино Печатная версия

07.04.2024 18:49:00

Фатих Акин сказал свое "слово пацана"

Прежде чем стать известным музыкантом, главный герой украл несколько сотен килограммов золота

Тэги: кинопремьера, золото рейна, фатих акин, автобиография, рэпер ксатар, рецензия


кинопремьера, золото рейна, фатих акин, автобиография, рэпер ксатар, рецензия Саундтреком к брутальному миру становится классическая музыка. Кадр из фильма

До российского проката, пусть и немного запоздало, добрался новый фильм одного из самых значимых современных немецких режиссеров – «Золото Рейна» Фатиха Акина. Снятый по автобиографической книге и соответственно основанный на реальных событиях, он повествует о становлении певца, продюсера, основателя музыкального лейбла Ксатара (Xatar) – курда, родившегося в Иране в семье композитора, перебравшегося в Германию и прошедшего путь от гангстера до гангста-рэпера.

«Какое твое первое в жизни воспоминание?» – спросит герой у маленькой дочки в финале. И после ее ответа про Диснейленд скажет, что его – о тюрьме. Гивар Хаджаби (Эмили Сакрая) и впрямь угодил за решетку совсем юным, вместе с родителями, ставшими жертвами гонений на курдов. В поисках лучшей жизни им в итоге удастся сбежать в Европу, где папа вновь займется музицированием, а потом уйдет из семьи– от жены, сына и маленькой дочери, а подросток Гивар, которого он пытался все эти годы приобщить к игре на фортепиано, от обиды забросит инструмент и выйдет на улицу – туда, где торгуют наркотиками, порнографией, где нужно уметь драться и выбивать свое место под скупым немецким солнцем. Сменяя один нелегальный бизнес на другой, Хаджаби не оставляет тем не менее мечту о музыке – точнее о музыкальном бизнесе. Вокруг то и дело встречаются независимые рэперы, записывающие треки для себя и узкого круга друзей. Однажды он соберет их под своим лейблом. Но сперва совершит самое дерзкое из своих преступлений – ограбление грузовика, перевозящего золотые коронки, снятые у покойников. Золото не найдут, а Гивара посадят, и в тюрьме он, наконец, станет Xatar’ом, запишет и выпустит первый, очень личный, альбом и выйдет на свободу звездой.

Ассоциации с недавним российским хитом, сериалом «Слово пацана», неизбежны и напрашиваются на протяжении всего, к слову, весьма эпического с точки зрения хронометража (более двух часов) фильма. Эстетика и романтика улиц в целом и некоторые эпизоды из жизни героя в частности напоминают о судьбе персонажей проекта Жоры Крыжовникова, разрывающихся между бандитскими делами и хрупкой семейной идиллией. И тут есть испуганные сестры, ревущие матери, разочарованные и разозленные невесты, а также братья – не по крови, но по призванию.

Брутальный мир, саундтреком к которому становится сперва классическая музыка, а потом и вдохновленный ею в том числе речитатив, описывающий тяготы жизни и выживания. «Золото Рейна» не стремится углубиться в драму и даже в характеры персонажей, их невыдуманных приключений достаточно для весьма бодрого ритма и насыщенного событиями повествования – реальность в очередной раз куда интереснее любой вымышленной истории. Нет здесь и натужного морализаторства, хотя благостный финал наводит на мысли о важности наказания и значимости внутреннего исправления. Отрицая свое предназначение, Гивар неизбежно катится по наклонной, а оказавшись на дне, принимает судьбу – и выходит в дамки.

Фатиху Акину, начинавшему с фильмов об улицах, по-прежнему легко дается эта тема, в особенности наложенная еще на одну, очевидно, волнующую постановщика, родившегося, как и многие его герои, в семье мигрантов, культурно-историческую линию. В его фильмах всегда есть место беглому экскурсу в историю, а также музыке, мультикультуре, криминалу, изгоям и маргиналам – но и неизменному свету, который пробивает сгущающийся мрак. Вот и «Золото Рейна», в отличие от того же «Слова пацана», история, как ни крути, оптимистическая, наполненная энергией не унывающего ни в один из моментов героя.

Тем, кому имя рэпера не скажет ровным счетом ничего, режиссер предлагает попросту насладиться захватывающим сюжетом, удивительным и уникальным в своей правдивости и в то же время ирреальности – совершить виртуальное путешествие из Ирана в Бонн и Амстердам, оттуда в Сирию и обратно в Германию, из грязной, переполненной людьми тюрьмы в белоснежный особняк с бассейном, от записанных в тетрадках скучных университетских лекций и отцовских уроков до записанной на диктофон под одеялом в камере дебютной пластинки, которую попросит подписать для сына надзиратель. Всюду жизнь, которую нарочно не придумаешь. 


Читайте также


Куда приводит месть

Куда приводит месть

Вера Цветкова

Новый психологический триллер "Я знаю, кто тебя убил" – мощная история про чувства

0
3027
Молитва Маргариты разрушает виртуальные миры

Молитва Маргариты разрушает виртуальные миры

Марина Гайкович

"Фауста" Гуно поставили в Академическом театре оперы и балета Республики Коми

0
2742
Эрмлер и Чаплин сказали тебе "Улыбнись!"

Эрмлер и Чаплин сказали тебе "Улыбнись!"

Наталия Григорьева

В кадрах киноведческой докудрамы оживают советский режиссер, американский актер и немецкий композитор

0
2893
Интеллектуальный ринг между цензором и автором

Интеллектуальный ринг между цензором и автором

Елизавета Авдошина

Воронежскую "Академию смеха" в постановке Михаила Бычкова будут регулярно играть в Москве

0
2683

Другие новости