0
17138
Газета Кино Печатная версия

16.01.2024 17:02:00

В военном небе очень мало "Воздуха"

До кинотеатров добрался новый фильм Алексея Германа-младшего

Тэги: кинопремьера, воздух, алексей герман младший, авторское кино, блокбастер, кинокритика


кинопремьера, воздух, алексей герман младший, авторское кино, блокбастер, кинокритика Сергей Безруков играет во всю мощь своего драматического таланта. Кадр из фильма

После нескольких лет производства и международной премьеры на Токийском кинофестивале в отечественный прокат выходит «Воздух» Алексея Германа-младшего. Преодолевшая и пандемийный застой, и все технические сложности уникального съемочного процесса масштабная военная драма о советских летчицах на Великой Отечественной. Это авторское кино в оболочке блокбастера, которое разительно отличается от прочих современных образцов жанра.

Не давая времени на раскачку, Герман сразу же погружает зрителя в кромешный ад, отправляет в одну из самых страшных точек и без того страшной эпохи – в 1942 год, на Дорогу жизни, соединявшую через Ладожское озеро блокадный Ленинград с остальной страной. Вместо белого льда и снега – грязь с вмятыми в нее телами, пронзительный рев самолетных моторов и оглушительные хлопки взрывов, от которых у в секунду осиротевшего мальчишки льется кровь из ушей. Малыш еще поменьше протяжно зовет маму, бредет и падает сверху на ее остывающий труп. Никакой жизни – только смерть, от которой нет спасения. Но надежда еще теплится. Тут, на опаснейшем рубеже, несут самоубийственную вахту пилоты истребителей под руководством опытнейшего подполковника Алексея Астафьева (Сергей Безруков). С каждым вылетом их все меньше, и пополнять ряды решено отрядом девушек-летчиц.

Совсем юные и неопытные, они боятся, но тем не менее рвутся в бой: будь то москвичка из обеспеченной семьи Маша (Кристина Лапшина), деревенская болтушка Катя (Аглая Тарасова) или сирота Женя (Анастасия Талызина), балерина, отрекшаяся от фамилии родителей, признанных врагами народа.

Парни подшучивают – дескать, шли бы лучше на кухню, но командир отряда Рита (Елена Лядова) своих девочек бережет и отстаивает, хоть те и сами за словом в карман не лезут. У нее, к слову, своя история с Астафьевым, давняя, сложная, любовная. Но есть ли тут место привязанности, романтике, отношениям – тут, где каждый день и каждый вылет для кого-то становится последним, где умирают в небе и на земле, и героически, и банально. Кто последний – тот и хранит все имена, от Ленинграда до Сталинграда и, с надеждой, дальше.

Не глянцевая набитая спецэффектами картинка. Германовский припыленный туман – тут как никогда уместный, порожденный неоседающей взвесью пороха в воздухе. Размытый, душный, несмотря на бескрайнее степное пространство, фон, в котором сбиваются в группы-стайки герои. Слышны обрывки их разговоров – ни о чем и о самом главном. «Вы когда-нибудь целовались по-настоящему, не в щечку?» от любопытной Кати – соседствует с Ритиным, полным отчаяния: «Ну, когда уже будут новые двигатели?», обращенным к конструктору. Советская техника отстает от немецкой, так что в небе все держится на виртуозном владении несовершенной машиной, камнем летящей вниз от одного попадания снаряда. Холодные глаза в одной кабине – враг, все более пустые в другой, лишь изредка подернутые предсмертным ужасом. Храбрость – постепенный процесс, выжигающий изнутри.

Женя всю дорогу задается вопросом: что главнее, человек или Родина? Какой до боли актуальный вопрос. Хоть и не отвечает сперва однозначно, но выстрелить поначалу никак не может, ведь там тоже человек. Но и этому придется научиться, как и найти ответ, эмпирическим путем. Хрупкая белокурая Анастасия Талызина – казалось бы, такой инородный элемент в этом пространстве – истребителем мчится вперед в поисках своей правды. Ей снятся танцы, а в голове роятся мысли о родителях, в вину которых она так верит и не верит, так хочет узнать, что была неправа.

Антигероическое и антивоенное кино «Воздух» не базируется на мифах, легендах и агитках. Куда скорее вызывает в памяти художественные ассоциации: тут и военно-кинематографическое имя героини Женя («… Женечка и «катюша»), и кровавая грязь, как в «Трудно быть богом», и героини, будто сестры девчонок из «А зори здесь тихие...». Отсюда, наверное, и появляется давно утраченная российским кино о любых войнах достоверность и правдивость. Еще, конечно, уникальное изображение – полеты снимали не на «зеленку», а при помощи огромных цифровых экранов. И как всегда, детально проработанные художницей Еленой Окопной костюмы, декорации, в целом атмосфера. И каждая слеза, то катящаяся по щеке летчицы, то застывшая в глазах героя Сергея Безрукова – здесь серьезного во всю мощь своего не просто артистического, а именного драматического таланта – на вес золота, на пересчет, в свое время. Жаль, что от счастья – еще не финального, промежуточного, но такого обнадеживающего, потому что сталинградского, – пролить их смогут единицы. 


Читайте также


Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа

Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа

Наталия Григорьева

В новом фильме Энтони Хопкинс сыграл великого ученого

0
6780
И вампиры бывают гуманистами

И вампиры бывают гуманистами

Наталия Григорьева

Героиня канадского фильма слишком любит людей, чтобы пить их кровь

0
7436
Фатих Акин сказал свое "слово пацана"

Фатих Акин сказал свое "слово пацана"

Наталия Григорьева

Прежде чем стать известным музыкантом, главный герой украл несколько сотен килограммов золота

0
7298
Сэмюэл Беккет беседует с самим собой

Сэмюэл Беккет беседует с самим собой

Наталия Григорьева

В фильме "Гении" писатель вспоминает свою жизнь и тех, с кем его свела судьба

0
9013

Другие новости