0
810
Газета СНГ Интернет-версия

29.04.2000 00:00:00

Реформа Приднестровья

Тэги: Приднестровье


КАК В КИШИНЕВЕ и Киеве, в Тирасполе заспорили о целесообразности и возможности конституционной реформы.

В декабре прошлого года президент непризнанной ПМР Игорь Смирнов представил Верховному Совету подготовленный его командой проект о внесении изменений и дополнений в Конституцию. Необходимость корректив, по словам начальника правового управления аппарата президента и правительства Виктора Балалы, обусловливалась недостаточностью нынешней двойственной парламентско-президентской системы госуправления ПМР. Здешние условия требуют перехода к однозначно президентской республике с жестко структурированной исполнительной вертикалью. Сегодня же существуют фактически два центра исполнительной власти: глава государства и правительство. Причем последнее, будучи коллективным органом, зачастую оказывается неспособным к оперативному решению назревших вопросов. И потому его следовало строго подчинить президенту, который в рамках возложенной на него народом ответственности и с учетом стоящих перед государством задач и организовал бы надлежащую работу кабинета министров, самостоятельно определяя его состав и структуру. Для повышения эффективности и управляемости правительства, наверное, понадобится сократить и количество министерств (их число в ПМР вдвое больше, чем в Молдавии).

Очевидно, в оптимизации нуждается и "устройство" Верховного Совета. Его двухпалатная система и численность в 67 депутатов представляются избыточными для компактного унитарного Приднестровского государства. Не вмешиваясь в текущую деятельность исполнительной власти, ВС влиял бы на нее через законы и контроль за исполнением бюджета. И, кстати (что очень важно для утверждения рыночной экономики), проектом регламентируется обязательное сохранение установленных на финансовый год "правил игры" - налоговых и прочих. Для разрешения споров и тяжб между ветвями власти разработчики предложили создать Конституционный суд. Комплекс предусмотренных ими мер по укреплению гражданского общества в ПМР, пояснил Балала, должен предохранить от авторитаризма, который, как утверждают оппоненты, непременно установится, если будут сняты временные ограничения президентского правления для одного лица - что также предложили сделать авторы проекта.

Выступивший против него первый зампредседателя ВС Владимир Атаманюк заметил, что в ПМР и сегодня действует именно президентская форма правления, гораздо более жесткая, нежели в России. Так, в отличие от российского президента приднестровский одновременно является и главой правительства, и он не обязан согласовывать с парламентариями назначения на ключевые посты в кабинете. Впрочем, некоторые поправки, усиливающие приоритетность президентской власти, вероятно, и следовало бы принять, оговорив, например, возможность преодоления президентского вето не двумя третями голосов одной палаты законодателей, как сейчас, но большинством в обеих. Допустимо также отказаться от ограничения президентского правления двумя сроками, добавил Атаманюк, опровергнув предположения, что именно этот вопрос стал ключевым в конституционных дискуссиях. Правомерно было бы и поддержать инициативу об образовании Конституционного суда. И можно приветствовать стремление улучшить работу ВС, в том числе за счет обеспечения при изменении процедуры избрания более авторитетных и подготовленных депутатов, сократив заодно и их численность.

Однако для внесения подобных изменений, подчеркнул зампредседателя ВС, не нужно перелопачивать всю Конституцию, принятую лишь три года назад, достаточно "точечного" вмешательства, скажем, в виде специальных конституционных законов. И поскольку реальных юридических оснований для кардинальной переделки Основного закона нет, резонно предположить наличие политических. Складывается впечатление, что все новации в отношении ВС и, в частности, по ликвидации его двухпалатной системы направлены на понижение его общего значения и ограничение влияния на правительство. И озабочен этим не президент, конечно, но чрезмерно амбициозные, добивающиеся упрочения собственных позиций представители его окружения. Однако, констатировал Владимир Атаманюк, разработанный ими документ явно не профессионален. А отдельные его статьи, вроде 58-й, регламентирующей делегирование части полномочий госорганов ПМР некоему иному государству или наднациональной структуре, и вовсе носящие антигосударственный характер, уже встревожили общественность. Как и в кишиневских конституционных проектах, в тираспольском заметно влияние внутриполитических битв. В приднестровском документе, например, очевидно стремление обеспечить исключительный и полный патронаж президента над кабинетом. И если в действующей Конституции кабинет признается подотчетным ВС, то в проекте Конституции такое упоминание отсутствует. Предусмотренное в действующей Конституции вынесение недоверия членам правительства большинством голосов ВС в проекте Конституции заменено более сложной процедурой отрешения от должности, требующей соответствующих заключений Конституционного и Верховного судов и специально созданной парламентской комиссии, а также поддержки в две трети депутатских голосов.

Будет ли в итоге принят рассматриваемый проект? По прогнозу Виктора Балалы, это достаточно вероятно, тем более что в первом чтении его одобрили 52 депутата. Голосовавший "против" Владимир Атаманюк объяснил данный результат "настойчивой организационной работой с законодателями". Но как он предположил, в дальнейшем все же в непосредственных переговорах президента с представителями ВС удастся прийти к компромиссному решению, избежав конфликта, особенно нежелательного в условиях сохраняющегося непризнанного статуса ПМР.

Продолжая параллели с Кишиневом, можно отметить, что здесь первоначальные разговоры о некотором недопонимании между отдельными представителями сторон сменились жесткой их конфронтацией. Представляют в этой связи интерес и последние киевские события.

Тирасполь


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
895
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1205
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
937
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
774

Другие новости