0
1570
Газета СНГ Интернет-версия

11.11.2000 00:00:00

Под знаменем "зеленого интернационала"

Тэги: намангани, юлдашев, иду


намангани, юлдашев, иду Боевики-исламисты на привале.
Фотография сделана с видеокассеты, найденной киргизскими военными у убитого в бою оператора бандформирования.

Можно сказать, что до августа 1999 г. исламский фундаментализм с его призывами к тотальному джихаду, к войне с неверными, для подавляющего большинства жителей Киргизии был чем-то абстрактным, отвлеченным, относящимся, скорее, к соседнему Таджикистану или Чечне. В открытой форме джихад в его радикальном понимании стал реалией в прошлогодних инцидентах на юге Киргизии, получивших название "Баткенских событий". После этого люди узнали имена Джумы Намангани и Тахира Юлдашева, узнали о существовании Исламского движения Узбекистана (ИДУ).

Тогда, чуть более года назад, военными и дипломатическими методами проблема была снята, однако и сегодня многие эксперты не уверены, что военный аспект баткенских баталий является основным. Куда важнее представляется тот факт, что у значительной части населения региона действия боевиков ИДУ не вызывали сколько-нибудь яркого отторжения. Но и это вовсе не новость: еще в середине 1990-х гг. более 80% населения Киргизии были уверены, что роль ислама в общественной жизни республики будет возрастать. Что представляется вполне закономерным: если отдельные граждане, социальные или этнические группы, целые регионы лишаются привычного статуса и образа жизни, теряют уверенность в завтрашнем дне, возрождаются не забытые за советское время религиозные, а конкретно - исламские - ценности. Тем более что одним из наиболее привлекательных мифов в исламской тематике является миф о справедливом и процветавшем халифате времен четырех первых "праведных" халифов - миф, лежащий в основе идеологии многих радикальных исламских движений. В результате деятельность эмиссаров множества экстремистских группировок оказывается востребованной населением.

В Киргизии наибольшую активность в области исламской миссионерской деятельности с начала 90-х гг. проявляют организации и граждане арабских стран, Турции и Пакистана. В связи с миграцией этнических киргизов из Таджикистана в Киргизию прибыло около полутора десятков имамов. По данным Министерства образования, науки и культуры КР, в период 1992-1996 гг. на учебу в религиозные учебные заведения Саудовской Аравии выехали 15 человек. В самой республике в последние годы нелегально работали эмиссары целого ряда религиозно-политических группировок: "Джамиат-уль-Ислами" и "Джамиат-уль-Улема" (Пакистан), "Даават-уль-иршат", "Сунни-Техриб" и "Хара Катур-ансар" (перевод - "Армия освобождения") - неопределенной принадлежности, "Ислами Джамиат-уль Туляба" (Афганистан, "Талибан"), другие.

Религиозное мировоззрение названных и многих других действующих в Ферганской долине группировок воинствующего ислама разнообразно. Однако в практике органов национальной безопасности, других госструктур, а с их подачи - и в средствах массовой информации, за всем этим многообразием закрепилось понятие "ваххабизма". Но сегодня ваххабизм - это уже скорее политический ярлык, есть другие, более реальные угрозы.

Вот, например, партия "Хизб ут-Тахрир" в своей программе провозглашает: "Идеологии, отличные от ислама, такие, как капитализм и коммунизм (который включает социализм), - это развращающие идеологии, которые противопоставлены природе человека и придуманы людьми. Их развращающее действие стало очевидным, их недостатки зримыми, и они противопоставлены исламу и его законам, так что принятие их запрещается. Принимать их и призывать к ним запрещено и учреждать на их основе группы также запрещено. Поэтому, когда мусульмане учреждают группы, они должны быть созданы только на основе ислама, исламской идеи и методов".

Именно партию "Хизб ут-Тахрир" специалисты по религиозному экстремизму считают самой главной опасностью для всего региона. Бандиты Джумы Намангани слишком просты и примитивны - результатом их вторжения на юг Киргизии и в Узбекистан этим летом стал их полный разгром. Но воевать в открытую легче, нежели бороться с теми, кто действует изнутри, кто не идет напролом, а "работает с людьми" в прямом понимании этого пропагандистского штампа советского времени.

"Хизб ут-Тахрир" имеет свою историю. В 1928 г. образовалось известное движение "Братья-мусульмане", от которого в 1951-м и откололись "тахрировцы". Первоначальным ареалом их деятельности был Ближний Восток, но постепенно движение распространялось все шире и шире. Сегодня практически во всех странах, где все население, либо его значительная часть, отождествляют себя с религией ислама, действуют ячейки этой партии. И везде - нелегально.

Сегодня единственной страной Центрально-Азиатского региона, где политический ислам легально структурирован и интегрирован в структуры власти, является Таджикистан.

Существует мнение, что вхождение оппозиции в госструктуры Таджикистана есть первый этап политической реисламизации региона - Таджикистан оказался наиболее уязвимым звеном. Если с этим мнением согласиться, становится понятным смысл поддержки, оказываемой талибами радикальным группировкам из всех стран Центральной Азии и сопредельных государств. Ясно тогда и то, почему следующим объектом избран Узбекистан. Будучи наиболее сильным в регионе как в плане становления государства в целом, так и в военном отношении, Узбекистан является, по сути, главным препятствием для радикальной исламской экспансии в регионе. Использование внутренних сил для свержения светского режима Ташкента снимает с повестки дня вопрос о непосредственном наступлении талибов на север, о чем немало говорилось в СМИ. В то же время дестабилизация в государствах Центральной Азии лишила бы точек опоры и сохраняющееся сопротивление талибам на собственно афганской территории.

Характер интересов и целей центральноазиатских государств весьма широк и диверсифицирован. Тем не менее, являясь неделимым геополитическим феноменом, Центральная Азия не может не иметь консолидированных целей в отношении происходящего в Афганистане. Сказанное относится и к России - ведь в принципе расчет афганских исламистов встретить поддержку своих идей в районах традиционного распространения мусульманской религии на постсоветском пространстве может быть оправданным. Трудности, связанные с процессом социально-экономической перестройки, вызывают негативное отношение части граждан к привнесению в общество нравственных и духовных ценностей, свойственных западной цивилизации. Кто-то находит выход в идеях реанимации социализма. В мусульманских регионах естественной реакцией может стать (и кое-где становится) поиск других стабильных жизненных ориентиров, которые видятся на пути возможной радикальной исламизации всех сфер жизни.

Пока боевики разных мастей бряцают оружием, "Хизб ут-Тахрир" работает "в массах". На протяжении последних двух-трех лет во всех (за исключением Туркмении) странах Центральной Азии спецслужбы регулярно сталкиваются с этой работой, в каждой из республик счет арестованных и осужденных (как правило, по статьям, связанным с разжиганием межнациональной и межрелигиозной розни) идет уже на сотни. Важная деталь: партия работает не только среди неграмотных крестьян. Важнейшей составляющей ее деятельности является вербовка людей из властных структур вплоть до высшего эшелона, а также работников правоохранительных органов. В практике прокуратуры одной из областей в Ферганской долине был, например, случай, когда в биографии арестованного руководителя ячейки обнаружилось несколько лет учебы в Академии ФСБ в Москве! На его допросах следователи ловили себя на том, что это не они допрашивают, но их агитируют, убеждают. Дабы избежать дьявольских уловок, следователи находили лишь одно средство - побыстрее отправить арестованного в камеру, с глаз долой. В Таджикистане коллеги рассказывали: журналисты боятся писать, снимать и говорить на тему "Хизб ут-Тахрир", поскольку практика ее деятельности включает в себя жесточайший террор против всех, кто окажется на пути. Oрганизация создана по аналогам классического подполья. Она имеет "пирамидальную" структуру. Каждая группа (халка) состоит из 4-5 членов, которые знают друг друга чаще всего лишь по псевдонимам. Этот прием, широко используемый террористами всего мира, сводит риск разоблачения к минимуму. После вступления в организацию неофиты принимают присягу, в которой есть тезис о подчинении приказу даже в случае собственного с ним несогласия, иначе - смерть. Военное образование организовано мушрифами, которые подчинены руководителю определенного региона - масулу. На национальном (государственном) уровне ячейки объединены под общим управлением мутамада. Железная дисциплина и аскетизм, основанные на крайнем фанатизме, делают организацию фактически неуязвимой и очень опасной. Место арестованного мушрифа или масулу, любого другого руководителя занимает заранее подготовленный член организации, который немедленно об этом оповещается и принимает руководящие функции, эта преемственность беспрекословно воспринимается остальными членами халки. Иначе - смерть от рук того из соратников, на кого выпадет выбор руководителя. Так реализуется еще один связующий принцип - кровавая порука. Итак, за любое неподчинение: смерть, смерть, смерть. Причем каждый участник организации изначально с этим уже согласился, давая клятву.

"Хизб ут-Тахрир" отличается от прочих наличием огромного опыта деятельности среди мусульман очень большого числа стран. Действуя нелегально, она опирается в своей пропаганде на серьезные теоретические разработки.

По данным спецслужб, в начале сентября в Кабуле прошло совещание представителей афганского "Талибана", Исламского движения Узбекистана, лидеров чеченских и уйгурских экстремистов, там были люди из Малайзии, Индии, Индонезии, Таиланда┘ И - посланники "Хизб ут-Тахрира". Речь шла, в частности, о намерениях "Хизб ут-Тахрира" взаимодействовать с широким спектром движений "зеленого интернационала", а это уже серьезно. Ведь главная цель, сформулированная в программных документах партии, - мировое господство, Исламский халифат в пределах планеты. "Она (партия. - А.К.) также стремится вернуть ее (исламскую Умму, сообщество мусульман в широком понимании. - А.К.) назад к ее прошлому могуществу и славе, когда она силой вырывала вожжи инициативы у других государств и наций. И тогда она встанет на принадлежащее ей по праву место как первое государство в мире, каким она была в прошлом, когда правила миром в соответствии с законами ислама. "Хизб ут-Тахрир" также нацелена на то, чтобы вернуть исламское руководство человечеству и привести Умму к борьбе с Куфр (территории неверия в ислам. - А.К.), его системами, идеями так, чтобы ислам заключил в себе весь мир". Комментарии излишни.

Бишкек


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
465
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
578
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
491
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
403

Другие новости